Символист А. А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о “Прекрасной Даме”. В них – чистая отроческая любовь
К прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в
Высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о “Прекрасной Даме” посвещен возлюбленной
А. А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это – молитва, обращенная к Владычице
Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр “Вхожу
Я в темные храмы”.
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных ломпад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного
Существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его
Идеала.
Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали – красных лампад. Красный
– цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического
Героя нарастает (“Дрожу от скрипа дверей…”), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,
Озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы – бесплотен, фантастичен, но он возникает так
Часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя
Успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства
Открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно
Восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни взохи, ни речи
Но я верю – Милая Ты.
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного “как” подчеркивает любование,
Преклонение юноши – поэта перед совершенством. Метафорический эпитет “ласковые свечи” – настоящее поэтическое открытие
Блока. Герою “не слышны ни вздохи, ни речи” своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие
Радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она – Милая. Усилительный знак
Препинания – это тире – обрушивает на краткое “ты” огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта
Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, “чорных зданий”,
“жолтых” фонарей, недостойных людей, для которых “истинна в вине”, в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
В идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока –
Рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
Лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте
Присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
Отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
Много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,
Самоотверженной и преданной любви к Родине.