Булат Окуджава – один из самых известных поэтов XX столетия. Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалвович Окуджава родился в Москве. Мой город носит высший чин и звание Москва, Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.
Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в “Арбатство” и ритуал посвящения в свое “сословие”. Пускай моя любовь, как мир, стара, Лишь ей одной служил и доверялся, Я, дворянин с арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство.
В 1942 г. девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя
Ах, война – она не год еще протянет, – На то она и война; Еще много километров портянок Выкроят из полотна.
Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944-го. Ранения, госпитали…, и больше воевать не пришлось. “Бери шинель – пошли домой”… И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую
жизнь, целых четыре года юности.
Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию “Нам в холодных теплушках не спалось…” появилась на фронте в 1943 г. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год ее рождения – 1946-й.
Неистов и упрям Гори, огонь, гори! На смену декабрям Приходят январи.
После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 г. выходит первый сборник стихов “Лирика”.
Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве “Молодая гвардия”, впоследствии заведует отделом поэзии в “Литературной газете”.
Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: “О Леньке Королеве”, “Девочка плачет – шарик улетел”, “Последний троллейбус”, “До свидания, мальчики”. Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.
Ты течешь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое призвание. Ты и радость моя, и моя беда.
Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, “когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди”, можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат – и радость, и беда. Годом же раньше написана иная “арбатская” песня, менее восторженная, но еще более биографичная.
О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой, Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой? Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют, Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.
Одно дело – песня, романс, совсем другое – поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере, раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.
Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений “на заказ”. “Социальные заказы” – это не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.
В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призыв “Давайте говорить друг другу комплименты” – не просто красивая фраза, а жизненная ; необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов как путеводная звезда – “надежды маленький оркестрик под управлением любви”. Слово “любовь” употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет о сущности жизни человека, основном принципе его бытия.
Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.
Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 г. потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: “Виноградную косточку в теплую землю зарою…” Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом: “А иначе, зачем на земле этой грешной живу?”
Профессия поэта “опасна и трудна”. Роль поэта в обществе, его назначение и судьба – этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк
Поэтов травили, ловили на слове,
Им сети плели; куражились,
Корнали им крылья, бывало, и к стенке вели…
Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется “Посвящается вам”, то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.
У поэтов соперников нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Все, что было его, – нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Известно, узкожанровая специализация творцов поэтического слова существует не извечно. Об этом недавно еще раз напомнил драматург А. Володин: “В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль – сама поэзия стала служить недостойным целям… Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня!
В нашей стране первым это сделал Окуджава”.
Звание Первого барда по праву принадлежит Окуджаве. Окуджава – большой мастер поэтического языка. Все его песни – о надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости, и, конечно же, о любви.
Любимый многими Булат Окуджава прожил достойную жизнь. Его стихи и песни навсегда останутся в памяти его многочисленных поклонников.