Если летописным рассказам, восходящим к фольклорным преданиям, был присущ особый эпический стиль, то преобладающим и всеохватывающим стилем в летописании XI-XII вв., а также и во всей литературе этого периода является стиль монументального историзма, В этом стиле проявляется стремление древнерусских книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Поэтому авторы XI-XIII вв. стремятся изображать только самое крупное и значительное.
Стиль монументального историзма характеризуется прежде место стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Тот стиль, в пределах которого все наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, но принимается как бы с высоты птичьего полета. Летописцы (так же как и авторы житий или похвальных слов и поучений) смотрят на мир как бы с большого удаления.
Этот период развито панорамное зрение, стремление сопрягать изложении различные удаленные друг от друга географические пункты. В летописях действие перебрасывается
из одного места в другое, находящееся на противоположном конце Русской земли. Рассказ о событиях в Новгороде сменяется рассказом о событиях во Владимире или Киеве, далее упоминаются события в Смоленске или Галиче и т. д. Такая особенность летописного повествования объясняется не только тем, что в летописи обычно соединяются различные источники, написанные порой в различных пунктах Русской земли. Особенность эта соответствует духу повествования того времени. Она присуща не только летописи, но и “Поучению” Владимира Мономаха, и Киево-Печерскому патерику, и житию Бориса и Глеба, и “словам” или поучениям.
Вместе с тем монументализм XI-XIII вв. имеет одну резко своеобразную черту, отличающую его от наших современных представлений о монументальном как инертном, тяжелом, неподвижном. Монументализм в древнерусской литературе был связан с совершенно противоположными качествами, в частности с быстротой передвижения на больших географических пространствах. Герои произведения совершают переходы, перемещаются со своими дружинами из одного города в другой, из одного княжества в соседнее. Историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме. Древнерусские писатели стремились писать не о вымышленном, а об исторически бывшем, и когда описывали что-либо фантастическое (например, чудеса), то и сами по большей части верили в них и стремились внушить читателям, что те или иные события происходили в действительности.
Литература того времени не знает (или точнее сказать: считает, что не знает) ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Кроме того, книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими событиями или лицами – напомнить о предках князя, его “отцах” и “дедах”, сравнить героя или событие с подобными героями или событиями, известными им из византийских хроник или библейских книг, искать и находить аналогии всему, что происходило в этом огромном и едином по своим основным закономерностям мире.