Современный театр

Современный театр – очень сложное и многогранное явление. “Театр начинается с вешалки”, – говорит пословица. Но ведь только начинается. Театр – это, конечно, необычная, праздничная обстановка. Когда ты входишь в зал, видишь строгие ряды кресел, тяжелые складки занавеса, лепные украшения на стенах и потолке, то сразу ощущаешь торжественность момента, ожидаешь чего-то необычного.

Это ожидание далеко не всегда оправдывается, но любая театральная постановка, даже самая неудачная, оставляет след в душе, становится предметом споров и обсуждений. Почему? Прежде всего, современный театр – это живая связь времен.

По-прежнему остаются популярными в современном театре такие пьесы, как “Гамлет” В. Шекспира, “Ревизор” Н. В. Гоголя. Вновь и вновь мучается своей непосильной ношей Гамлет, заглядывая за грань жизни и смерти: “Быть или не быть? Вот в чем вопрос?” Снова Городничий произносит свою сакраментальную фразу: “Над кем смеетесь?

Над собой смеетесь! ” Одна из тенденций современного театра – осовременивание классики. Например, в постановке

нашего драматического театра Хлестаков в “Ревизоре” в конце спектакля читает рэп. В постановке этого же спектакля в Киеве практически все актеры одеты в современные костюмы и разговаривают по мобильным телефонам.

Как к этому относиться? Я думаю, что эту черту в современном театре нельзя назвать ни негативной, ни позитивной. С одной стороны, искусство должно идти в ногу со временем и как-то выживать в условиях массовой культуры – ведь кто-то должен покупать билеты в театр, чтобы он продолжал свое существование.

Но с другой стороны, при таком “переодевании” театральной классики теряется ее историческое своеобразие, исчезает неповторимое ощущение прошлого, которое тоже необходимо зрителю.

Еще одна очень важная черта современного театра – пристальное внимание к внутреннему миру, сложным душевным коллизиям, психологии современного человека. Где, как ни в театре, мы можем посмотреть на самих себя и понять, как сложен мир вокруг нас! Не случайно, что со сцены не сходят пьесы А. Вампилова. Например, в пьесе А. Вампилова “Старший сын” поэтизируется духовное родство людей, которое далеко не всегда обосновано их родственными связями.

Во взаимоотношениях “отца” (музыканта Сарафанова) и “сына” (студента Бусыгина) проявляется реальная сложность взаимоотношений между людьми, установления контакта и избегания конфликта.

Кроме того, современный театр – это всегда напряженные поиски нового. Ведь новым взглядом на мир, новым ритмам жизни должны соответствовать и новые приемы режиссуры, новые пути решения сценического пространства. Театр Романа Виктюка, безусловно, является таким явлением. На всю Украину и даже на всю Европу прогремела постановка шекспировского “Гамлета” с Л. Кравчуком в главной роли.

В театре Р. Виктюка главным является не слово, не текст произведения, но само видение режиссера: многообразные цветовые композиции, актерская пластика, сценические конструкции.

Конечно, театр Р. Виктюка – это выдающееся явление. Уровень же обычных театральных постановок часто оставляет желать лучшего. Государство мало обращает внимания на культуру вообще и на театр в частности. Но даже в этот безусловно тяжелый период современный украинский театр обладает большим потенциалом.

Прежде всего, в нем множество талантливых актеров (Б. Ступка, Д. Шевченко и многие другие).

Сейчас многие из моих ровесников считают, что во времена телевидения, компьютера и Интернета театр потерял свою значимость. Я не согласна с этим мнением. Еще Шекспир писал: “Жизнь – театр, и люди в нем – актеры”.

Именно поэтому, мне кажется, театр будет всегда. Театр – зеркало жизни, в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени. Современный театр – это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить и посмеяться над собой.

Владимир Высоцкий в роли Гамлета – это символ театра, рассчитанного не на внешний эффект, а на сотворчество актера и зрителя. Гамлету вовсе не обязательно быть одетым в кружевной камзол, шляпу и панталоны. Гамлет становится Гамлетом не потому, что он одет сообразно эпохе, а потому, что он произносит слова “Быть или не быть?..”.

Современный театр – это эксперимент над формой и содержанием спектакля. Формальные эксперименты начались еще в двадцатые годы XX века. Вспомним театр Мейерхольда, удивлявший, восхищавший и даже шокировавший зрителя.

Судя по воспоминаниям современников, особый интерес представляли инсценировки произведений русской классики, осуществленные Мейерхольдом. Русский зритель, привыкший к классическим постановкам, с трудом принимал сценические нововведения. Вспомним остроумную пародию на театр Мейерхольда из “Двенадцати стульев” Ильфа и Петрова: театр “Колумб” – пародийное воплощение экспериментального духа двадцатых годов.

И тем не менее, многое из наследия “левого искусства” органично вошло в практику современного театра.

Экспериментирование над содержанием – гораздо более сложный процесс, связанный, прежде всего, с работой драматургов. Неординарные произведения драматургии требовали новых сценических решений и нового зрителя. Авторы вышли из круга “классических” тем, отказались от трех единств – времени, действия и места, получив широчайшие выразительные возможности. Так, румынский писатель-эмигрант, обосновавшийся во Франции, Эжен Ионеско стал одним из родоначальников “театра абсурда”, где смещены время и пространство, а герои напоминают то ли сумасшедших, то ли жителей иных миров. Но это лишь впечатление.

Театр абсурда поднимает сложнейшие вопросы человеческого бытия. Человек, согласно абсурдистской трактовке, трагически одинок в мире, ему сложно найти взаимопонимание с себе подобными, отыскать собственный, отличный от других жизненный путь.

Еще одна характерная черта современного театра – его демократичность и острая социальная направленность. Сегодняшний театр перестал быть искусством для избранных – он говорит языком масс, воплощает сложные современные проблемы. Нынешний театр прочно завоевал свою зрительскую аудиторию, он необходим многим людям, а создатели современных спектаклей решают не только сугубо эстетические, но и социальные задачи.

Конечно, что-то в театральном искусстве нового тысячелетия продиктовано конъюнктурными соображениями, однако пройдет немного времени, и все наносное уйдет, чтобы дать развиться настоящему, правдивому, органичному, что есть в современной драматургии.

Кто-то из критиков заметил, что современный Гамлет давно решил вопрос “Быть или не быть?..” в пользу “быть”. И в этом созидательный пафос современного театра, который не перестает удивлять зрителя все новыми и новыми открытиями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Современный театр