Говоря о российской рок-поэзии, следует отметить ее востребованность современными людьми. Действительно, сейчас поклонников русского рока, рок-поэзии огромное количество. Что же способствует такой ее популярности? Думаю, в первую очередь, это связано с тем, что авторы в своих песнях обращаются к самым насущным и актуальным проблемам времени. Тема любви, ненависти, одиночества, добра и зла, власти – вот основной перечень вопросов, волнующих рок-поэтов.
Казалось бы, подобный круг проблем волновал литературу на протяжении многих веков, однако рок-поэзия дает свою оценку, во многом отличную от других. Для данного вида искусства свойственно, в первую очередь, детальность, и символизм: Радиола стоит на столе, Я смотрю на тень на стене,
Тень ко мне повернулась спиной, Тень уже не танцует со мной. В. Бутусов. “Эта музыка будет вечной”. Конечно же, рок-поэзия не может пройти мимо темы любви, которая является центральной в искусстве вообще.
Однако в роке восприятие другого человека основывается на символах и на ирреальных образах. Так, например, в песне “Кто еще” Бутусов
вводит образ тени, которая является продолжением человека: Если ты хочешь любить меня, полюби и мою тень,
Открой для нее свою дверь, впусти ее в дом, Тонкая, длинная, черная тварь прилипла к моим ногам, Она ненавидит свет, но без света ее нет. Но чаще всего любовь – это страдание. Невозможность любви в большой степени проявляется в творчестве Ю. Шевчука:
Вот она куда-то идет, вот он я, смотрю на нее Здесь я не знаю, что петь, и я не знаю, чем быть, Я научился не спать, но разучился любить. Я вроде что-то забыл, ты, конечно, права. Важно заметить, что при образной сложности и большой противоречивости чувств, рок-тексты отличаются ритмической простотой и использованием большого количества изобразительно-выразительных средств.
Мне кажется, что чаще всего используются сложные метафоры: От разбитой любви на окне Замерзнут хрустальные вены. Ты глядишь, как весна на волне,
Как Шекспирова смерть от измены. Ю. Шевчук. “Ночь Людмила”. Очень часто тексты рок-песен имеют глубокий философский смысл, который очень сложно понять сразу, после первого прослушивания или прочтения:
Мы все потеряли что-то На этой безумной войне. Кстати, где твои крылья, Которые так нравились мне? На мой взгляд, В. Бутусов в этих строках говорит о том, что из-за обыденности и, в то же время, сложности человеческого существования люди перестают быть искренними.
Приземленность – вот основное качество современного человека. Важно отметить, что образность и детальность свойственна и для творчества В. Цоя: Каждой звезде – свой неба кусок, Каждому морю – дождя глоток,
Каждому яблоку – место упасть, Каждому вору – возможность украсть. Каждой собаке – палку и кость И каждому волку – зубы и злость.
На мой взгляд, современную рок-поэзию все же отличает использование простой лексики. Я бы даже сказала, что слова в рок-песнях не выдержаны в одном стиле: Одинокая птица, ты летишь высоко
В антрацитовом небе безумных ночей, Повергая в смятение бродяг и собак Красотой и размахом крылатых плечей.
В. Бутусов. “Одинокая птица”. Хотя я все же склонна считать, что подобное смешение стилей в наши дни свойственно не только рок-поэзии, но всей литературе. В этом проявляются особенности жизни современного общества.
Рядом с темой любви в рок-поэзии всегда стоит тема одиночества: Две мечты и печали. Стакан мы, воскреснув, допили до дна. Я не знаю, зачем тебе дом, правит мною дорога – луна.
И не плачь, если можешь, прости. Жизнь – не сахар, а смерть нам не чай. Мы свою дорогу нести.
До свидания, друг, и прощай! Ю. Шевчук. Таким образом, творчество рок-поэтов, по моему мнению, во многом отвечает потребностям современного российского общества.
Хотя, без сомнения, она отдалена от массовой культуры, и у нее свой читатель и слушатель.