Современная литература Франции

Зачинателем новой французской литературы явился Анатоль Франс – автор многих романов и повестей. Главное место в них занимают мысли писателя и его героев, обычно ученых, людей уже не молодых, о жизни, о прошлом Франции и ее современной общественной борьбе. Сама манера повествования, избранная Франсом, его исключительное внимание к духовному миру героев позволяют определить прозу Франса как интеллектуальную.

Соответственно и от читателей Франса, писателя-эрудита, требуется глубокая интеллектуальная культура.

К лучшим произведениям Франса относится его сатира “Остров пингвинов” (1908). Это философско-аллегорический роман, в котором писатель проследил основные этапы развития буржуазной цивилизации. Глупость, лицемерие, религиозные предрассудки и насилие во имя частной собственности, как показывает Франс, оказались ее постоянными спутниками.

К шедеврам Франса относится также его исторический роман “Боги жаждут” (1912). Франс обрисовал в нем характерные типы эпохи, сосредоточив свое внимание на последних, трагических месяцах якобинской диктатуры в условиях

1794 г.

Для детей Анатоль Франс написал трогательную сказку о мужестве, верности и скромности (“Пчелка”, 1882).

Писатель рассказывает историю своих маленьких героев, как бы подчеркивая, что все события происходят в зачарованном мире и должны быть восприняты с простодушным доверием. Как зрелый мыслитель Франс оценил политическую борьбу начала XX в.

Он горячо приветствовал первую русскую революцию 1905 – 1907 гг., примкнул к рабочему движению во Франции.

В 1906 г. Франс произнес пророческие слова: “Русская революция – это революция всемирная. Она показала всемирному пролетариату его возможности и цели… На берегах Невы, Вислы, Волги – вот где решается в этот момент судьба новой Европы и будущее человечества”.

Ромен Роллам (1866 – 1944)

Глубокий интерес к духовному миру человека характерен не только для А. Франса, но и для Р. Роллана, писателя и выдающегося историка культуры.

Роллану нелегко было выработать свои взгляды на жизнь в конце прошлого века. Он страстно искал среди современников писателя, который поддерживал бы его веру в человека. Таким художником оказался для него Лев Толстой.

В 1887 г. Роллан вступил в переписку с Толстым и впоследствии посвятил ему книгу (“Жизнь Толстого”, 1911).

Первые произведения Роллана – героические драмы, в том числе пьесы, посвященные французской революции конца XVIII в. (“Дантон”, 1900; “Четырнадцатое июля”, 1902).

В 1904 – 1912 гг. писатель публикует большой роман “Жан Кристоф”. Это подробное повествование о жизни талантливого музыканта, родившегося в бедной семье, о его трудном пути к вершинам искусства, о художнике, ставшем участником политической жизни начала XX в.

Жан Кристоф – новый герой для французской литературы: человек действия, интеллигент, ищущий пути к народу. Чертами духовного облика он напоминает любимого композитора Роллана – Бетховена, которому писатель посвятил книгу “Жизнь Бетховена” (1903) и ряд работ об отдельных произведениях великого музыканта (“Девятая симфония”, 1941).

В “Жане Кристофе” проявилась способность Роллана создавать героические характеры. Яркие образы передовых людей начала XX В. – Анкеты Ривьер, ее сына Марка, жены Марка Аси – запечатлел он в романе “Очарованная душа” (1922 – 1933).

В 1914 г. писатель закончил вдохновенную повесть “Кола Брюньон” (“Жив курилка”). Ее герой, резчик по дереву, выходит из далекого прошлого, чтобы побеседовать с людьми нашего века. Брюньон, описанный на фоне событий 1616 г. (действие повести происходит в родном городе Роллана – Кламси), высказывает мудрые суждения, окрыляя читателей своим оптимизмом.

Это неунывающий человек труда, поэт своего ремесла.

Повесть написана ритмической и подчас рифмованной прозой. Роллан с замечательным искусством соединил в ней авторский текст с народной речью, пословицами и поговорками.

В 30-х годах Роллан вместе с А. Барбюсом и А. М. Горьким возглавил антифашистское движение в Европе. Во время второй мировой войны, несмотря на болезнь и тяжелые условия жизни, Роллан поддерживал связи с французским движением Сопротивления.

Анри Барбюс (1873-1935)

Анри Барбюсу суждено было сыграть особую роль в формировании современной французской литературы. Автор знаменитой книги о первой мировой войне – романа “Огонь” (1916), опубликованного в самый разгар мировой бойни, Барбюс возглавил писателей, выступавших от имени пролетариата.

Сейчас всем известно, какую высокую оценку книге Барбюса дал Горький, ознакомившийся с ней еще в эмиграции. В 1919 г. в статье “О задачах III Интернационала” Горький назвал книгу “Огонь” необычайно сильной, талантливой и правдивой. Она показывала, как в военных условиях крепло революционное сознание масс.

Но сохранилось и другое бесценное свидетельство об отношении Горького к этому произведению французского писателя.

“Владимир Ильич прочел эту книгу с настоящим восторгом, – писал А. В. Луначарский. – Он несколько раз выражал мне свое мнение, что это не только удивительный манифест против войны, но что это именно образец того искусства, какое нам, в обстановке империалистической войны, больше всего нужно”.

Выдающимся художественным достижением Барбюса является то, что в своем “дневнике взвода” (так он определил жанр романа “Огонь”), отобразив жизнь солдат день за днем, писатель как бы проследил “цепную реакцию” постепенного прозрения солдатских масс. Каждый из героев по-своему приходит или подводит читателей к выводу: “Народы – ничто, а они должны стать всем”; “Народы должны столковаться через головы тех, кто так или иначе их угнетает”.

Барбюс своим произведением призывал к революционному действию. Это хорошо понимали его читатели. Об этом говорил и Ромен Роллан в рецензии на книгу, появившейся в марте 1917 г.

В 1919 г. Барбюс создал группу “Кларте”, которая разоблачала империализм и давала отпор клеветникам, ополчившимся против революционной Советской России. В нее входили А. Франс, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Гарди, С. Цвейг. В журнале Барбюса “Кларте” сотрудничал А. М. Горький.

Горький и Барбюс становятся друзьями и соратниками. Они организуют и приобщают к великому движению за освобождение рабочего класса представителей интеллигенции – писателей, художников и ученых.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)

Гуманистический тезис “Я в ответе за все”, призыв к тому, чтобы каждая сознательно прожитая жизнь была полезна для всего человечества, определили содержание творчества Антуана де Сент-Экзюпери. Летчик по профессии, погибший в конце войны при выполнении боевого задания (обстоятельства гибели писателя остались неизвестны), Сент-Экзюпери внес во французскую литературу новые идеи. Автор своеобразных романов-репортажей “Южный почтовый” (1929), “Ночной полет” (1931), “Планета людей” (1939), Сент-Экзюпери протестовал против буржуазно-ограниченного, индивидуалистического взгляда на мир.

Его герой, летчик, способный преодолевать огромные трудности (очерк “Пилот и стихии”), осознает ответственность отдельного человека за судьбы всего человечества.

Страстная жажда свободы для всех, раскрепощения для каждого человека, высокое понятие о братстве людей, дружбе, товариществе определили основные мотивы творчества Экзюпери.

В качестве своего духовного завещания людям писатель оставил удивительную сказку “Маленький принц” (1943) – плод раздумий Экзюпери о жизни и смерти.

Летчику, потерпевшему аварию в песках Сахары, неожиданно явился Малыш-принц, спустившийся на землю с планеты, “которая была чуть побольше его самого”. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, Малыш внушал летчику веру в жизнь… В то время как человек погибал от жажды, чувствовал себя оторванным от всего мира, он слышал возле себя неумолкающий голосок, казалось, даже видел Маленького принца.

Малыш, которого Экзюпери так хорошо изобразил на своих рисунках, олицетворяет в сказке человеческие качества, придающие смысл и содержание жизни. Он трудолюбив, постоянен и верен в чувстве, добр и доверчив, чист в своих намерениях. Из рассказов Малыша мы узнаем о его планете и странствиях с птицами по другим мирам. Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям.

Это король, который “правит” миром, никем не управляя, честолюбец, упоенный своим тщеславием, горький пьяница, “деловой” человек, занятый бессмысленным подсчетом звезд.

На Земле, куда попал Малыш, таких людей было очень много. Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Ведь призвание человека – лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты очень нужен.

Малыш любит выращенный им цветок розы. Он научился приручать зверей. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью.

Она дана человеку, чтобы прожить ее с людьми, прожить не бесполезно, – такова мораль сказки “Маленький принц”.

В финале сказки появляется мотив смерти. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла?

Малыш так не думает.

Экзюпери бросил вызов пессимистической и нигилистической философии, лишающей смысла человеческую жизнь.

Философское содержание сказки Антуана Экзюпери очевидно. Но читателей, вероятно, занимает самый образ Маленького принца. Ведь он кого-то напоминает?

У героя Экзюпери много мифологических предшественников, но самым непосредственным его предшественником является Мальчик с пальчик. Народное воображение поместило его на самой маленькой зве


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Современная литература Франции