Социально философская линия реализма Франс Ибсен

Франс. Анатоль Франс (1844- 1924)- великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя – Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста.

В 1860-е годы, занимаясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам. Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. “Золотые поэмы”, 1873), затем увлекся учением И. Тэна, натурализмом повесть “Тощий кот”, 1879, и др.). Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман “Преступление Сильвестра Боннара”, 1881). В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, призывает сохранить великое культурное наследие прошлого.

Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа (“Харчевня королевы Гусиные лапы”, 1893; “Суждения господина Жерома Куаньяра”, 1893). Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра, избранного им. 1896 г.- год признания Франса. Он избран членом Французской Академии.

И именно

в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело Дрейфуса. 7 февраля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда.

А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказывается от своего ордена в знак протеста. В эти годы писатель создает тетралогию “Современная история” (“Под придорожным вязом”, 1897; “Ивовый манекен”, 1897; “Аметистовый перстень”, 1899; “Господин Бержере в Париже”, 1901). Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии ученый-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов.

Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. “Латинский гений”, 1913). В 1901 г. был опубликован рассказ “Кренкебиль” – один из лучших французских реалистических рассказов. Для него характерны глубина социального анализа, критическое звучание, отчетливость авторской позиции. В романе “На белом камне” (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм – это будущее человечества.

Франс неоднократно выступал в поддержку первой русской революции, основал Общество друзей русского народа и присоединенных к России народов и после ее поражения испытал кризис мировоззрения. В гротескно-пародийном филocoфcкoм романе “Остров пингвинов” (1908) изложена концепция круговорота истории. Главная мысль произведения – отсутствие подлинного прогресса.

Однако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные черты. Это же касается романа о Великой французской революции “Боги жаждут” (1912) и сатирического романа “Восстание ангелов” (1914). В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращается к правительству с просьбой призвать его в действующую армию, пишет националистические статьи (сб. “На славном пути”, 1915; “Что говорят наши убитые”, 1916). Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.

В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия. Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность. Ибсен.

Хенрик Ибсен (1828-1906) – норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель “новой драмы” (“интеллектуальной драмы”, или “драмы идей”). Его первые произведения носили романтический характер. Переходными к реалистической драме идей стали драматические философские поэмы “Бранд” (1865) и “Пер Гюнт” (1867).

В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: “Быть самим собой”) и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по принципу появляющихся в поэме фантастических троллей: “Быть самим собой довольным” явлены две противоположные точки зрения на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и половинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность – его гибель (символическая переплавка в оловянной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пуговичника. Изменчивость характера и открытый финал – важнейшие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в “Пере Гюнте”. Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, – такова мысль Ибсена.

Крупнейшее достижение Ибсена – драма “Кукольный дом” (1879). Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спектакля, символика, мотив всеобщей игры и т. д.). Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни “понарошку”), когда-то совершила проступок – подделала подпись на векселе, спасая жизнь тяжело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, “некукольность”.

Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официальные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разрешения конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на “чудо из чудес” – возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: “Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. . Стремление все современные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий.

Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмеру: “Нам с тобой есть о чем поговорить” В последующих драмах (“Привидения”, 1882; “Враг народа”, 1882; “Дикая утка”, 1884; “Росмерсхольм”, 1886; “Женщина с моря”, 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах (“Гедда Габлер”, 1890; “Строитель Сольнес”, 1892; “Когда мы, мертвые, пробуждаемся”, 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе.

Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с символизмом. Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писателей Бьернстьерне Бьернсона (1832-1910, драмы “Банкротство”, 1874; “Редактор”, 1874; “Король”, 1877; “Свыше сил”, ч. 1 – 1883, ч. 2 – 1895; и др.), Кнута Гамсуна (1859-1952, романы “Голод”, 1890; “Мистерии”, 1892; “Пан”, 1894; “Виктория”, 1898; “Дети века”, 1913; “Соки земли”, 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: “У врат царства”, 1895; “Игра жизни”, 1896; “Вечерняя заря”, 1898; и др.), шведского писателя Августа Стриндберга (1849- 1912, романы “Красная комната”, 1879; “Одинокий”, 1903; и др., драмы “Отец”, 1887; “Фрекен Юлия”, 1888; “Эрик XIV”, 1899; “Соната призраков”, 1907; и др.) литература скандинавских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литературном процессе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Социально философская линия реализма Франс Ибсен