Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Наши первые учителя – это наши родители. Они дают нам первый, важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине, поэтому учителя – мои родители. Но главное, что я получила от них – это желание учиться дальше, так как сами знания (в широком значении этого слова), по их словам, будут моей опорой в жизни, основой моего профессионального успеха, личного счастья. И я им очень признательна за это.
Я принадлежу к тем молодым людям, о которых говорят, что им повезло. Мне повезло с хорошими учителями.
Школьные учителя дали мне крепкие знания, расширили мое мировоззрение, помогли определить свое место в жизни. Большинство из них я могу назвать вторыми родителями.
И Владимир
Сосюра в стихе “Анна Ивановна” называет второй матерью свою первую учительницу, которую “любил всем сердечком малым”. Он упоминает ее простоту, скромность, постоянную кроткую улыбку на устах. Анну Ивановну любили и уважали школьники. Всегда радушная, тихая и ясноликая, она ничем не заставляла нас, но при ней такой был тихий класс, как сад без ветра.
Она создала в школе такую атмосферу добра, взаимопонимания, что “будто родительский дом, для нас была сельская далекая школа”. Писатель с особой теплотой упоминает внеклассные уроки, на которых Анна Ивановна
– …учила нас любит
– свой родной край, как солнце, как голубизна,
– как всю природу: знать, какое носят название цветы,
– не ломать гнездышки и не мучить птиц.
– Так, рабочий день учителя не заканчивается со звонком
Жизнь учителя – это постоянная работа; самосовершенствование, самоподготовка, работа с учениками, их родителями. Один из стихов, посвященный молодой сельской учительнице, так и называется “Труженица”. Поэт создал выразительный образ народной интеллигентки, которая самоотверженно работала для народа. Учительница “рук и на время не опускала”:
– В непогоду, стужу (Вероятно, самая сирота!)
– Зайдет в хату нуждающуюся,
– Словом всех поприветствует.
– Даст, когда надо, совет, подскажет как лучше.
– Она умерла.
Смерть учительницы-труженицы вызвала глубокую печаль крестьян. Грабовский пишет, что, когда гроб опускали в могилу, “горько родители зарыдали, аж надрывались малые”, а на поминках “как-то не складывался гул, даже некоторые не пили”. Поэт показывает, что для детей народная учительница была ясным светом в пасмурной и темной жизни села: Печально собрались детки возле немого гроба; Потеряли мамочку сиротки, Потеряли луч они. Такое почитание – разве не наивысшая оценка нелегкой учительской работы?
Только пусть лучше эту признательность наши учителя имеют на протяжении жизни, так как это наибольшая для них награда. Вспомним, с каким чувством получал письма своих бывших учеников старый учитель Трофим Иванович – герой стиха “Учитель”:
– Учитель пойдет тихо по дубраве,
– На каждом слове перетомит глаза… Те голоса вспомнит полнозвучные, Соседям гордо скажет: – Пишут ученики.
– И сам поэт с любовью упоминает своего учителя:
– Куда я не пойду, куда не гляну…
– И где бы не был, где бы не искал дороги,
– Я не забуду учителя старика…
Тарас Защелочной, главный герой романа Малиновый звон”, считал, что учитель – это человек, который все знает, видит, понимает, который живет не для себя, а для народа. К учителю всегда особое внимание: на него смотрят ученики, их родители. И каким же надо быть человеком, чтобы заслужить всенародный почет.
Защелочной упоминает своего сельского учителя, к которому всегда с всякими вопросами шли крестьяне, так как “он один был у них и советчиком, и защитником”. “Так сказал учитель” – эти слова были последней точкой в любом споре, при решении любой проблемы.
Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них “умного, доброго, вечного”.