Сочинение по картине М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”

Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвез его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определен в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, все сильнее и сильнее влекла мечта стать художником.

Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с профессией художника.

В стенах училища, начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года.

Уже через год, на?? ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А.

Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и Нестерова.

Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах. В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.

В поисках своего пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.

Первым произведением этого цикла была картина “Видение отроку Варфоломею”, появившееся в XV??? на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.

При работе над своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.

Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал ее нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворенная, прекрасная в своей чистоте.

Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и благорасположенности.

Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, все замерло в ожидании чуда.

Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьется дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.

Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову мальчика.

Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими, широко открытыми, удивленными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашел, что искал.

И так, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зеленых перелесков, трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.

Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.

Отрок одет в белую рубашку, окаймленную красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Все это символизирует юность, чистоту души мальчика.

Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в черном плаще. Из-за его темного одеяния создается ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.

Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.

Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности, надуманности.

Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах-молодое о старшее поколение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Сочинение по картине М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”