Эта картина – один из тех шедевров, что написаны Исааком Левитаном в тихом месте на берегу Волги – Плесе. Одного взгляда на нее достаточно, чтобы полюбить все то, что запечатлено на холсте, и что автор сам так любил.
Однако когда всматриваешься в изображение, первое, что чувствуешь – удивление: откуда?..
Откуда такая торжественность, красота и свет, если на картине нет ни одного луча солнца?..
Можно сказать, что картина поделена на две части. В первой преобладает что-то очень земное, а во второй же, наоборот, небесное.
Итак, на “земной” части картины, то есть на первом ее плане – серые пеньки, кое-где виднеются перелески. Понятно, что день пасмурный, и поэтому все тускло. Появляются и резкие цвета.
Вся “небесная” часть картины, наоборот молочно-фиолетового цвета, всю ее застилает туман. Плохо виден противоположный берег Волги.
Укутанная туманом церковь преображает пейзаж, без нее он не был бы столь гармоничным и выразительным. Храм создает ощущение спокойствия и умиротворения. Первое, на что обращаешь внимание – это церковная колокольня.
Кажется,
что это центр картины, вся природа окружает именно ее.
Храм и природа как будто сливаются в единое целое, становятся неотъемлемой частью друг друга. Если убрать церковь из пейзажа, он потеряет всю свою удивительную атмосферу.
Некоторое время назад мне довелось побывать в том самом месте, где Левитан проводил много времени и где он очень много творил. Наверное, из-за этого, когда я вижу эту картину, мне очень и очень хочется попасть в тот самый золотой Плес и опять почувствовать все то, что когда-то произвело на меня такое яркое впечатление.