Ученица Левитана Кувшинникова вспоминала: “Картину “Над вечным покоем” Левитан написал уже позже, в лето, проведенное нами под Вышним Волочком, близ озера Удомли. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плеса. Сделав небольшой набросок с натуры, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивая, чтобы я играла ему Бетховена и чаще всего Marche funebre.” Эта картина – одна из лучших работ Левитана.
Пейзаж покоряет своим величием, заставляет человека почувствовать свое ничтожество перед природой и Временем, которое является главным героем картины. Большую часть полотна занимает небо. Тяжелые свинцовые тучи производят гнетущее впечатление. Они отражаются в бескрайних первозданных водах озера. А на маленьком островке стоит деревянная часовенка, за ней – покосившиеся кресты кладбища.
Как будто церковь, творение человеческих рук, осознает свое бессилие перед вечностью. И она смирилась с этим. Картина проникнута философским спокойствием и одиночеством.
Благодаря настроению, с которым она была написана, она просто не может оставить зрителя равнодушным и не затронуть ни одну струну сердца.