Одной из важнейших тем творчества Николая Алексеевича Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убедиться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой доли пахаря, переживания женщины-крестьянки, их детишек, с малых лет приучающихся к тяжелому труду. Известный нам с дошкольного возраста “мужичок с ноготок” из стихотворения “Крестьянские дети” не забавы ради ведет по лесу свою лошадку. Нет, он помогает отцу запасаться на зиму дровами.
А какова судьба его родителей? Может быть, отца этого ребенка вспоминает поэт в стихотворении “Несжатая полоса”:
Знал, для чего и пахал он, и сеял,
Да не по силам работу затеял…
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети.
И вполне могла бы оказаться матерью маленького помощника родителей изнуренная тяжким трудом женщина, изображенная в стихотворении “В полном разгаре страда деревенская…”, к которой поэт обращается с горьким вопросом:
Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..
Но не
только картины сельской жизни нашли воплощение и поэзии Некрасова. С не меньшим участием он присматривается к жизни капиталистического города, полного социальных контрастов. В стихотворении “Размышления у парадного подъезди” мы видим ходоков-просителей, пытающихся проникнуть на прием к сановному вельможе, и понимаем, какая пропасть разделяет его, проводящего жизнь в постоянной праздности, и их, бесправных тружеников.
А в стихотворении “Железная дорога” Некрасов в поэтической форме высказывает свою точку зрения на новое для тогдашней России явление – строительство железных дорог. Сейчас мы привыкли к поездкам по железной дороге. В этом для нас нет ничего необычного.
Но во времена Некрасова в России прокладывались только первые сотни километров рельсовых путей. И вот, проезжая по железнодорожной магистрали, связавшей две российские столицы: Санкт-Петербург и Москву – поэт рассуждает об увиденном и услышанном.
Стихотворению предпослан эпиграф. В нем воспроизводится разговор в вагоне между неким генералом и его малолетним сыном Ванечкой. На вопрос, кто построил дорогу, по которой они едут, генерал отвечает, что это сделал граф Клейнмихель. Это фамилия одного из руководителей строительства.
Но поэта такой ответ возмущает. Он знает, что дорогу построил народ. И она стала результатом тяжелого подневольного руда.
И своем воображаемом разговоре с Ванечкой Некрасов показывает ему настоящих строителей – простых русских мужиков. И взволнованно восклицает:
Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей…
Продолжая воображаемый разговор, поэт обращает внимание своего маленького слушателя на то, чего не увидеть из окна вагона:
А по бокам-то все косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
И в подтверждение своих слов рисует фантастическую картину появления множества мертвецов. Они пришли полюбоваться плодом своего труда. Эту картину Некрасов изображает для того, чтобы вызвать у ребенка уважение к труду этих людей и к труду вообще. Он говорит мальчику:
Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную И научись мужика уважать.
А заканчивает поэт обращение к слушателю предсказанием великого будущего России:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе.
В стихотворении “Железная дорога” Некрасов показывает, какой ценой достигается технический прогресс. Ценой тысяч человеческих жизней.
Подчеркивая силу сострадания Некрасова простому народу, Федор Михайлович Достоевский писал: “То было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его”.