Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениальной поэмы “Слово о полку Игореве”. Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя “Слова…” принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. “Слово…” было найдено в 18 веке в одном из старых монастырей.
В 18 веке “Слово…” было переведено некачественно. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, остался один екатерининский список. “Слово…” рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах 12 века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников. В начале 80-х годов князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.
Игорь в этом походе не участвовал, так как был болен, и совершил свой поход через год (1185 г.). Князь пошел на половцев
ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам “отворил ворота” кочевникам на Русь. “Слово…” состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь – поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей.
Создатель “Слова…” стремится рассказать людям суровую правду. Первая часть “Слова…” – рассказ о походе Игоря. Вторая часть “Слова…” переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: “Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим”.
Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению. Третья часть “Слова…” рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря.
Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.
Таково содержание “Слова…”. Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский – смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек.
Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен. Его отважный брат Всеволод, сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице.
Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но он и сочувствует Игорю, который нужен отечеству. “Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря”.
Вот почему поэма заканчивается провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку. Безупречен положительный герой “Слова…” – киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом. Обаятельна жена Игоря – Ярославна.
В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны. Большая роль в поэме отводится собирательному образу дружины. Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину “русским золотом”, автор укоряет Игоря за то, что он погубил это “богатство”.
Есть в поэме еще один образ. Это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли.
Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в “Слове…”, соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии. Как считал Карл Маркс, “Слово…” представляет для нас величайшую ценность как живое свидетельство великого развития древнерусской культуры.