“Сказание о житии Александра Невского”. Композиция жития

Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи­тиями (слово житие в церковнославян­ском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о свя­тых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи­тийного жанра ориентировались на Свя­щенное Писание, образы которого, и преж­де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам – ка­нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя­тых.

Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность – вот что стремились показать в житии. По­вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк­ретного человека во всех

ее деталях и под­робностях, а некое обобщенное воплоще­ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред­ставлениям об идеальном герое.

Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово­го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату­ра стремилась к поучительному воздейст­вию на читателя.

Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при­чины, побудившие автора начать повест­вование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и по­смертных чудесах; завершалось житие по­хвалой святому.

Найдите в тексте портретную характерис­тику Александра Невского. Какой прием использу­ет автор жития, давая характеристику герою? С ка­кими героями сравнивается Александр Невский?

Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы­браны автором для сравнения?

Автор так описывает князя: “И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поста­вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую”.

Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета – правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств – красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф – любимый сын Иакова и Рахили, Самсон – богатырь, об­ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло­мон – царь Израильско-иудейского го­сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро­сил не богатства и славы, а мудрости.

Бо­гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по­нимать язык птиц и зверей, а сверх того – богатством. Соломон прославился спра­ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) – рим­ский полководец, подавлявший восста­ние в Иудее, император, известный воин­скими победами.

Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер­кивает его особенность, исключитель­ность, идеальность.

Какие эпизоды жития вызывают эмоцио­нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо­жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

Эпизод о явлении святых Бориса и Гле­ба, без сомнения, оказывает сильное воз­действие на читателя так же, как и описа­ние посмертного чуда. Автор жития ре­ализует свою цель – донести до читателя или слушателя символы православной ве­ры и вызвать чувство восторга, эмоцио­нальный подъем.

В видении накануне сражения с римля­нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв­шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо­ровшегося за киевский престол, а после смерти – канонизированы и признаны святыми.

Видение может быть истолкова­но как Божие благословение князя на свя­тое дело – защиту отечества.

В житии описано посмертное чудо: ког­да было положено тело Александра Нев­ского в гробницу, “Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную”. Александр же поднял руку и принял гра­моту из рук митрополита, которого охва­тило смятение. Так прославил Бог угодни­ка своего.

Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате­лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не­мцы безбожные, воины, храбрые, силь­ные, стойкие, сеча великая.

Сравнения: гребцы же сидели, слов­но мглою одетые.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



“Сказание о житии Александра Невского”. Композиция жития