Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели житийного жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам – канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых.
Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность – вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех
ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали представлениям об идеальном герое.
Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.
Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский?
Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?
Автор так описывает князя: “И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую”.
Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета – правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств – красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф – любимый сын Иакова и Рахили, Самсон – богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соломон – царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости.
Богу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того – богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) – римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.
Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.
Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель – донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.
В видении накануне сражения с римлянами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплывшие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за киевский престол, а после смерти – канонизированы и признаны святыми.
Видение может быть истолковано как Божие благословение князя на святое дело – защиту отечества.
В житии описано посмертное чудо: когда было положено тело Александра Невского в гробницу, “Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную”. Александр же поднял руку и принял грамоту из рук митрополита, которого охватило смятение. Так прославил Бог угодника своего.
Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.
Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, немцы безбожные, воины, храбрые, сильные, стойкие, сеча великая.
Сравнения: гребцы же сидели, словно мглою одетые.