Скандинавская мифология

Благодаря скандинавской мифологии до нас дошли древние мифы, в давние времена общие для норвежцев, шведов, датчан, исландцев, голландцев и англосаксов. Два основных литературных источника скандинавских мифов – “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда”. Некоторые исследователи полагают, что постоянный эпитет героя “Энеиды” переводится не как “благочестивый”, а как “верный”.

Эней верен своим друзьям, своей идее объединения, а главное – своему долгу.

Путаница с авторством “Эдд” усугубилась еще и из-за переводчиков, которые многое меняли. Они заменяли архаическую лексику более современной. Так же обстоит дело с порядком строф и строк в песнях. Строфы перетасованы, сокращены или наоборот увеличены. Таким образом, восстановить первоначальную языковую форму песен невозможно.

Что слово “Эдда” значило первоначально – в точности неизвестно. В Средние века так называлась книга, написанная в 1222-1225 гг. знаменитым исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном (1178-1241). На одной из рукописей его произведения есть надпись: “Книга эта называется

Эдда, ее составил Снорри Стурлусон”.

Возможно, что она была названа так самим автором.

Книга эта представляет собой учебник поэтического искусства и содержит обзор языческой мифологии (в той мере, в какой эта мифология была основой поэтической фразеологии). Обзор поэтического языка с многочисленными иллюстрациями из старых исландских авторов и образцы стихотворных размеров составляют вместе целую поэму. Книга эта была учебником того вида поэтического искусства, которое издавна процветало в Исландии и называлось поэзией скальдов, или скальдической поэзией.

Книга Снорри Стурлусона получила название “Эдда”, что, скоре всего, означает “поэзия, поэтика”. Другие этимологии этого слова слишком примитивны.

В XVII в. – в эпоху скандинавского “ученого Ренессанса” в Дании и Швеции пробудился интерес к древним памятникам. В Исландии – тогда датской колонии – стали усиленно собирать древние рукописи.

В одной рукописи содержалось собственно переложение мифов. Некоторые исследователи того времени сочли, что Стурлусон набрался мудрости от чернокнижника Сэмунда Мудрого. После исследования рукописей “Старшую Эдду” с изложением мифов стали называть “Эддой Сэмунда”, а Стурлусона объявили автором “Младшей Эдды”.

Именно из этих книг почерпнуты сведения о скандинавской мифологии, о ее пантеоне и эсхатологии (видении гибели мира), которые дали богатейшую пищу для литературных последователей, художников, композиторов.

Древние скандинавы, как и все прочие народы, не раз пытались объяснить происхождение мира. Существует несколько противоречивых мифов о его начале.

Всеотец и Мировая Бездна

По одной версии, в начале всего был Всеотец, который жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.

Согласно другому мифу в начале была Мировая Бездна – Ги-нунгагап. На севере ее находилась холодная, туманная, пустынная страна – “темный мир”. На юге распологалась жаркая местность – “огненная страна”.

Там властвовал огненный великан Сурт, вооруженный пламенным мечом. Посредине бил великий источник всех рек – “кипящий котел”. Воды источника были ядовиты. Когда река застыла, на поверхности льда образовался ядовитый иней. Из инея возник великан, обликом схожий с человеком.

Звали его Имир или Аургельмир. От него пошло племя великанов инея.

Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла (“кормилица”). Из соленых ледяных глыб она языком вылизала человека. Это был Бури – “родитель”, красивый, высокий, могучий.

Сыном его был Бор, который взял в жены великаншу Бестлу. Сыновьями Бора и Бестлы были Один, Вили и Be.

Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром и убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули почти великаны. Остались только Бергельмир (“ревущий, как медведь”) и его жена.

Братья сделали из тела великана землю, из крови его были сотворены море и все воды, а из костей и зубов – горы, валуны и камни. Выползли из земли карлики-цверги, похожие на маленьких человечков.

Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана, по берегам которого сыны Бора отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеной из век Имира – так появилось “средиземье”.

Трое братьев сотворили и людей: они вытесали из деревьев мужчину и женщину, и нарекли мужчину Ясенем, а женщину – Ивой. Как можно заметить, люди, согласно зачастую противоречивой мифологии, создавались не однажды.

Месяц и Солнце были прекрасными детьми человека. Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо. Солнце-светило боги сделали из языков пламени, а Солнцу-юноше приказали править конями, впряженными в его колесницу.

Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе тем, что за небесными светилами гонятся два чудовищных волка. Сильнейший из волков – Лунный Пес.

Существует такое предсказание: “Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц”. Ряд современных ученых отождествляет Всеотца, верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом, чье имя переводилось как Сияющий.

Один, едущий в Слейпнир. Исландская рукопись. XVII в.

Ветви мирового древа, ясеня Иггдрасиля, простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба. Из трех его корней один – в мире богов, второй – в мире великанов, третий – в стране людей. Под последним корнем находится исток всех рек, а дракон подгрызает этот корень снизу, подле корня ясеня, что находится в стране богов, у священного источника Урд.

Мир держится на мировом древе. Когда Иггдрасиль содрогнется, грянет светопреставление. И падут сразу девять земель: миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов.

Асгард, жилище богов, – высокая цитадель, но и ее корни все же в земле.

Самый знаменитый, невероятно огромный чертог Асгарда зовется Вальхалла. Там пребывают мужи, что героически погибли на поле брани. Воины в Вальхалле проводят свои дни в бесконечных битвах, черпая в них наслаждение. После битв все раненые исцеляются, а убитые оживают.

Те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в подземное царство Хель. Там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Скандинавская мифология