В ХІХ ст. продолжался расцвет музыки, роль которой в культурном процессе эпохи была чрезвычайно большой. Абстрагируясь от прямого отображения жизни, она способна вызвать целостность и чувственную конкретность переживаний. В музыке заложена эстетичная потенциальная возможность эмоционально влиять на внутренний мир человека, воссоздавать жизнь во всей ее сложности и диалектике развития. В ХІХ ст. музыка дала человечеству таких гениальных композиторов, как Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Ф. Шопен, Дж.
Россини, Дж. Верди, Ж. Бизе, Г. Берлиоз, П. Чайковский, Мусоргский. Именно тогда Николай Лысенко начал украинскую национальную композиторскую школу, а в конце столетия создал знаменитые оперы “Тарас Бульба” (1890) и “Наталка Полтавка” (1899).
Из пространственных искусств в ХІХ ст. преобладает живопись.
В произведениях художников-реалистов жизненные темы и социальная проблематика выступают визуально зримыми. Скажем, в России художники так выразительно изображали страдание народа, что вельможные организаторы выставок не только были шокированы, а и запретили выставлять
такие полотна для созерцания “приличному обществу”. Итак авторы были вынуждены переезжать с места на место, перевозя, “передвигая” (отсюда – передвижники) и свои работы. К передвижникам принадлежали И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Шишкин, В. Васнецов и др. Особенно отличается станковая живопись, значение которой чем-то подобна роли романа в художественной литературе, способного к широкому и детальному изображению событий и явлений конкретной жизни человека и общества.
Ситуация в других видах искусства немного изменилась.
Так, архитектура, которая раньше определяла художественное лицо той или той исторической или художественной эпохи, от второй четверти ХІХ ст. начинает терять свою ведущую роль в системе искусств. С одной стороны, архитектура Европы в ХІХ ст. чувствительно изменилась. Так, в большинстве городов улицы стали значительно более широкими и прямыми, подобными современным. И вдобавок исчезли традиционные крепостные стены, ведь при тогдашнем развитии артиллерии они представляли интерес скорее не для военных, а для почитателей старины, подобно тому, как ныне привлекает туристов грозное военное сооружение – Великая Китайская стена.
С того времени в городах стали преобладать каменные, а не деревянные здания. В этом вы можете убедиться сами: большинство памяток архитектуры, которые ныне охраняются государством, сооружены именно в ХІХ ст.
Но со временем “реабилитировалась” не только Эйфелева башня, которая ныне, как и Собор Парижской Богоматери, является гордостью и символом Парижа, а и донимающее выражение “гвоздь сезона”, которое стало комплиментом в адрес чего-то или кого-то и имеет значение “главнейшая новинка определенного промежутка времени или мероприятия”. Например, говорят, что украинский самолет “Мечта” – гвоздь сезона определенного международного авиашоу. Однако почти до конца ХІХ ст. архитектурные сооружения чаще всего характеризовались эклектичным использованием разных стилей.
В художественной промышленности также преобладала вульгарная показательная роскошь. Вместе с тем следует указать, что уже во второй половине столетия, особенно в Англии, делают первые попытки найти пути создания нового, органического стиля для художественной промышленности.
В ХІХ ст. художественная литература стала общепризнанной королевой искусств. Однако не все ее роды и жанры были в одинаковом положении. Если эпоха романтизма (1820- 1830-е годы) обозначена господством лирики, то для эпохи реализма (1830- 1860-е годы) характерно доминирование эпоса, особенно социального романа.
Конечно, были попытки применить лирику в художественной системе реализма.
Это, например, гражданская лирика Николая Некрасова, где, как и в реалистическом романе, поднимались острые общественные проблемы. Однако магистральная линия развития лирики пролегала не на реалистических территориях. Поэты стали первыми проторять новые, модерновые пути в литературе.
Эти поиски получили обобщенное название – модернизм. Выдающимся поэтом-новатором ХІХ ст. стал американец Уолт Уитмен. В его стихах будто ощущается дыхание следующего ХХ ст. Даже не верится, что почти одновременно с Уитменом создавали реалисты Некрасов и Шевченко.
Кажется, что эти два типа творчества должны разграничивать минимум несколько сотен лет.
Чуть ли не самым ярким явлением раннего модернизма второй половины ХІХ ст. была поэзия французского символизма, предвестником которого стал поздний романтик Шарль Бодлер. Высочайшим взлетом французского символизма была лирика Поля Верлена и Артюра Рембо. Их произведениям присущи многозначность содержания, “подсказывание” смыслов и пространство для отгадывания. Со временем, преимущественно в начале ХХ ст., от французов символизм перешел “по наследству” к россиянам (Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Блок и др.).
Если вести речь о драме в ХІХ ст., то нужно признать, что театр, которому уже на протяжении почти столетия вообще пророчили гибель, оказался на обочине культурного процесса.
Так, произведения гениального Вильяма Шекспира в Европе постепенно начали терять оригинальность. Ни одна провинциальная труппа не оставляла без своего внимания пьесы великого англичанина, но они превратились на театральные штампы, выполняемые с чрезмерной экзальтацией. Показательным есть то, что писатели-реалисты чувствительно высмеивали подобные сценические шаблоны в выполнении бездарных актеров, изображали их скептическое восприятие зрителями.
Английский романист ХІХ ст. Чарльз Диккенс иронически изобразил вульгаризацию трагедии “Гамлет”: “Едва лишь этот нерешительный принц спросит что-нибудь или выскажет сомнение, как публика враз бросается ему в помощь. Вот, например, на вопрос: “Или терпеть молча тяжелые удары безумной судьбы?” – одни стали греметь в ответ “да”, другие “нет”, а еще другие, не имея определенной мысли, призвали определить это жеребьевкой, – одно слово, создался целый дискуссионный клуб” (“Большие ожидания”). Законы моды в тогдашнем театральном мире диктовала Франция с ее “школой здравого смысла”, которая возникла как оппозиция романтической пьесе с ее необыкновенным героем, сильной личностью, тираноборством и прославлением свободы.
Ее герои – обычные люди, которые решают свои спешные проблемы.
Среди писателей, которые отстаивали принципы “школы здравого смысла”, можно назвать Ф. Понсара, Э. Ожье, О. Э. Скриба, А. Дюма-Сына. Они обращали внимание на разработку сценического действия и особенно на отвесное развитие интриги и живого, напряженного диалога, а также создание интересных образов сценических персонажей.