Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки – один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”.

Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.

Обычно в русских народных сказках о животных героями являются звери (медведь, волк, лиса, заяц и т. д.), наделенные одинаковыми, общепринятыми чертами характера. Заяц трусливый, лиса хитрая, волк жадный, глупый, медведь неуклюжий, добродушный. Салтыков в своих сказках дополняет эту характеристику, присваивает этим зверям социальный статус; заяц – обыватель, медведь – властитель, орел – самодержец, вороны – крестьяне, пискарь – мелкий чиновник и т. д.

В сказке “Карась-идеалист” автор использует необычных главных героев, рыб: карася, ерша и щуку. В отличие от обычных сказочных зверей, читатель не знает, какими характерами могут обладать эти животные. Но автор сразу

поясняет, почему карась – рыба, склонная к идеализму, а ерш – к суете и вечному беспокойству за собственную жизнь.

Щука – начальница, головни – подвластные ей люди.

Многие произведения Салтыкова-Щедрина написаны при помощи эзопова языка, иносказательно, и, конечно, сказки не исключение. Это объясняется тем, что сказки Салтыкова – сатирические произведения, направленные против общественных пороков, и под масками животных автор высмеивает не одного конкретного человека, а особый тип людей. Так карась – сатира на людей, мечтающих об общественном благе и ничего для улучшения жизни народа не предпринимающих.

А пруд, в котором происходит действие сказки, – аллегория на всю Россию.

В другой сказке, “Орел-меценат”, автор также иносказательно изображает общество, отношения в нем между богатыми помещиками – орлами и бедными крестьянами – воронами. В этой сказке часть героев-животных наделяется обычными для них качествами. Например, сорока – гадалка, соловей – музыкант, сова – ученый. Но вот вороны предстают перед нами в ином качестве.

Хотя, если вдуматься, кем еще могут быть птицы, постоянно размножающиеся и издревле считающиеся глупыми, как не крестьянами. А дятел вполне может быть историком.

В этой сказке более выражена социальная принадлежность героев, потому что, в отличие от сказки “Карась-идеалист”, где автор обращает внимание читателей на образ мыслей некоторых людей и отношения между властью и подчиненными, здесь автор высмеивает отношения между классами и поведение определенного круга людей (помещиков). Поэтому и необходимо было наделить животных точной классовой принадлежностью. Так как под масками животных скрываются люди, Салтыков-Щедрин наделяет птиц, помимо их обычных занятий, еще и человеческими обязанностями: чижик носит воду, дятел не только стучит весь день, но еще и историей занимается, снегирь выпускает “Вестник леса”, воронята учат азбуку и даже орел учится грамоте.

В этой сказке животные более очеловечены. Если в сказке “Карась-идеалист” щука расправляется с карасем, просто глотая его, то в сказке “Орел-меценат” дятла сажают за решетку.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина – сатирические произведения. Каждое животное в них – аллегория на целый класс или тип людей, отношения между ними изображают отношения между людьми или межклассовые отношения, и, смеясь над поступками животных, автор высмеивает все общество.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина