“Симфония” си минор (№ 15) отличается своей лирической взволнованностью, подвижностью. Ее теме присуща характерная интонация горестной мольбы. Как и во всех остальных “симфониях”, первое проведение темы дано не в виде одноголосного запева (подобно инвенциям), но сразу же двухголосно. При втором проведении темы в нижнем голосе противосложение в точности повторяется, удерживается.
Такое противосложение называется удержанным. Третье проведение поручено среднему голосу, но здесь тема звучит не полностью. Небольшая интермедия (арпеджированные пассажи) приводит ко второму разделу “симфонии”, где тема звучит в иных тональностях (ре мажор, ля мажор, ми минор). С возвращением си минора начинается третий раздел “симфонии”. На этот раз тема не появляется ни разу, а развиваются ее отдельные обороты, мотивы противосложения и интермедий.
Длительное звучание основной тональности завершает “симфонию”, придавая ей тем самым трехчастную форму. Полифоническое мастерство великого Баха вызывает удивление не только изобретательностью и разнообразием тематического развития, но и глубокой выразительностью музыки, основанной часто на развитии одной темы.