В творчестве Гайдна окончательно сформировался симфонический цикл. Симфония – произведение циклическое. Слово цикл”, “цикличность” означает многочастность произведения. Из нескольких частей состоят сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио.
В отличие от небольших пьес, песен, танцев, выражающих обычно какое-то одно настроение, циклическое произведение передает различные чувства и мысли.
Слово “симфония” древнегреческого происхождения, оно означает, как уже упоминалось, “созвучие”, “согласие”. Долгое время симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков.
Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в XVIII веке.
Наиболее важная роль в формировании этого жанра принадлежит чешским композиторам так называемой “мангеймской школы” – музыкантам симфонического оркестра в немецком городе Мангейме (в то время лучшего оркестра в мире).
Длительный
путь развития прошел жанр симфонии и в творчестве Гайдна. И лишь его зрелые симфонии подучили наиболее совершенную, классическую форму и окончательно оформились в четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей.
Первая часть симфонии идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Симфония ми-бемоль мажор Йозеф Гайдн. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Вторая часть – медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека, то светлое и умиротворенное, то печальное или сосредоточенное.
Третья часть – менуэт. Уже самое название говорит о ее танцевальном, оживленном характере. Менуэт – один из самых любимых танцев эпохи Гайдна. Введение в симфоническую музыку свидетельствует о его популярности.
Четвертая часть, или финал, – последняя, заключительная часть произведения. Здесь вновь возвращается быстрый темп. Очень часто финал имеет танцевальный характер и передает ликующе-праздничное настроение.
Так строил свои симфонии Гайдн, а также и его великие современники – Моцарт и Бетховен. Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая ее содержание и форму.
Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Это вызвано большим масштабом произведения, силой звучания, так как исполнителем симфонии является симфонический оркестр.
Состав оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов.
В струнную, ведущую группу оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Деревянную группу составляют флейты, гобои, кларнеты (Кларнеты Гайдн использует далеко не во всех симфониях. Так, из двенадцати “Лондонских симфоний” они звучат лишь в пяти), фаготы.
Группа медных духовых инструментов у Гайдна состоит из валторн и труб. Из ударных инструментов Гайдн использовал в оркестре только литавры (Литавры представляют собою два полушария с натянутой кожей, по которой ударяют двумя палочками. Литавры настраивались в то время на тонический и доминантовый звуки основной тональности. Исключение составляет двенадцатая “Лондонская симфония”, соль мажор (“Военная”).
Помимо литавр Гайдн ввел в нее треугольник, тарелки, большой барабан).
Симфония Гайдна ми-бемоль мажор – одна из двенадцати “Лондонских симфоний”. Она начинается с тремоло литавр, поэтому и вся симфония получила название “Симфонии с тремоло литавр” (со временем названы были и некоторые другие симфонии Гайдна, например “Прощальная”, “Детская”, “Медведь”, “Часы”, “Военная”, “С ударами литавр”).
Симфония имеет светлый, жизнерадостный характер. Ее темы близки народным немецко-австрийским и хорватским (Хорваты – одна из южнославянских народностей) мелодиям.
В симфонии четыре части. Первая часть – быстрая, Allegro con spirito (быстро, с воодушевлением). Вторая часть медленная, Andante (неторопливо).
Третья часть – оживленный менуэт. Четвертая часть – финал, Allegro con spirito.
У Гайдна установилась не только последовательность частей симфонии. Определились также характер и строение (или форма) каждой части.
Форма первой части в симфониях получила название сонатного allegro (поскольку она обычно пишется в темпе allegro) или сонатной формы. Первая часть симфонии ми-бемоль мажор начинается с медленного вступления. После тремоло литавр, напоминающего отдаленный раскат грома, звучит приглушенная, несколько таинственная тема.
Вступление оттеняет веселую и подвижную музыку Allegro, в основе которого лежат две различные по характеру темы. Их изложение, а затем развитие и повторение составляют содержание первой части.
Первая тема, или тема главной партии, сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности.
Вначале тема звучит у струнных Инструментов – тихо, легко, а затем громко – у всего оркестра.
Вторая тема, или тема побочной партии, тоже танцевальна. Для симфоний Гайдна не типично резкое различие между главной и побочной партиями. В седьмой “Лондонской симфонии” ре мажор главная и побочная партии даже одинаковы.
Побочная партия в симфонии ми-бемоль мажор отличается изяществом, легкостью звучания. Она изложена в иной тональности – си-бемоль мажор. Вальсовый аккомпанемент придает музыке большую мягкость, а звучность гобоя – новую окраску.
Своим характером побочная партия близка венской уличной песенке.
Изложение двух различных по характеру тем составляет первый раздел сонатного allegro, его экспозицию.
Второй раздел сонатного allegro называется разработкой. Здесь развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. Важно отметить, что главная партия проходит в разработке не целиком. Она делится на две части.
И каждая из этих частей развивается самостоятельно, что подчеркивает их контрастность. Дробление темы – один из наиболее существенных приемов развития. Затем звучит тема вступления. Благодаря быстрому темпу она теряет свой сдержанный характер, включаясь в общее движение. Смена тональностей в процессе развития тем также является обязательным признаком разработки.
Появляется побочная партия в ре-бемоль мажоре. Мелодия звучит у скрипок, которым вторит флейта. Таким образом, каждая из тем получает новое освещение – новую тональность и оркестровую окраску.
Музыка активизируется, обостряется различие между темами.
Третий раздел сонатного allegro – реприза. В том же порядке, как и в экспозиции, следуют главная и побочная партии. Но есть и существенно новый момент: все темы в репризе звучат в основной тональности – ми-бемоль мажоре, что сглаживает их различие.
Перед заключением появляется тема вступления в своем первоначальном виде. Такое обрамление придает произведению большую законченность и ярче оттеняет стремительное и жизнерадостное завершение первой части, ее коду.
Таким образом, сонатное allegro – это форма произведения, основу которой составляют две различные (или контрастные) по характеру темы. Вначале (в экспозиции), подчеркивая свое различие, они идут в разных тональностях. Затем (в разработке) подвергаются развитию, видоизменяются.
В репризе обе темы повторяются в основной тональности, что в некоторой степени сглаживает их контраст.
После быстрой и веселой, полной контрастов первой части, вторая часть, Andante, вносит успокоение. Это вариации на две темы. Вариациями называется такая “форма произведения, где вначале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в измененном (варьированном) виде.
Вариации на две темы называются двойными вариациями.
Первая тема взята Гайдном из народной хорватской песни. Тема повествовательного характера, она звучит неторопливо и спокойно у струнных инструментов. Ее тональность – до минор.
Вторая тема написана в до мажоре. Она имеет маршевый, бодрый, волевой характер. К струнной группе присоединяются деревянные духовые и валторна.
Несмотря на различие между темами, их многое объединяет: квартовый затакт, направление мелодии (вверх, а затем вниз), повышение IV ступени (фа-диез вместо фа).
Затем следуют вариации, поочередно на первую и на вторую темы. Интересно, что вариации на минорную, распевную тему звучат все более напряженно, взволнованно, а вариации на маршевую мажорную тему приобретают черты мягкости, певучести. Таким образом, контраст, заложенный в темах, сглаживается.
Особенно это заметно в коде, где энергичный мотив второй темы звучит плавно и легко.
В третьей части – менуэте – Гайдн сочетает изящество и гибкость, свойственные этому танцу, с подчеркнутым, чеканным ритмом – чертами, присущими его исполнению в народе.
В средней части, трио (Название “трио” (в переводе с итальянского “trio” – “три”) возникло еще в XVII веке. Так назывались средние части оркестровых произведений, которые исполняли три инструмента. Позднее это название сохранилось за средними частя-ми менуэта, марша и других произведений, где звучность всегда облегчена), полное звучание оркестра (tufcti) сменяется плавным и мягким движением струнных инструментов.
Финал возвращает нас к празднично-танцевальному настроению первой части. Но здесь уже нет тех контрастов, которые вызывали напряженность музыкального развития.
В основе финала – быстрая танцевальная мелодия, близкая народной хорватской песне. Мелодия звучит у струнной группы оркестра на фоне ходов валторны, напоминающих призывный звук лесного охотничьего рога (отсюда и название валторны: Waldhorn, что по-немецки означает лесной рог).Подвижная и светлая основная тема чередуется с другими темами, близкими ей по характеру.
Такова симфония Гайдна “С тремоло литавр”. Все четыре части симфонии тесно скреплены между собою единым праздничным настроением музыки, основу которой составляют танцевальные мелодии народного склада.