“Серебряный век” русской литературы как явление

План: 1.Проблема изучения русской литературы Серебряного века 2. Понятие Серебряного века. 3. Литературное сознание рубежа веков. Основные жанры и литературные направления данного периода. Литература: 1. История русской литературы. Серебряный век. – М., 1987.- 703 с. 2. Быков Л. П., Подчиненов А. В., Снигирева Т. А. Русская литература ХХ века: Проблемы и мена. – Екатеринбург, 1994.

3. Серебряный век. Мемуары. (Сборник) – М., 1990. 1.Долгие годы русская культура нач 20 в. была в нашей стране не просто запечатана и закрыта для изучения, но и подвергалась тщательному извращению и искажению.

Изучали ее подпольно. Но обычный читатель о ней даже не догадывался. В угоду многочисленным политическим, идеологическим, историко-культурным мифам урезались или расстягивались факты. преуменьшалось или преувеличивалось значение той или иной фигуры. Сложнейшие философские и идеологические представления сводились либо сводились к примитиву, либо лихо опровергались с пом. набора догматических политических определений.

В итоге широчайший расцвет культуры выглядел узенькой пересыхающей речонкой в

нерушимых берегах соцреализма. И вдруг на голову читателей обрушивается поток новых имен, фактов, свидетельств, рассуждений: Н. Гумилев, Даниил Андреев, Вл. Ходасевич, Г. Иванов, В. Набоков, Е. Замятин, “Окаянные дни”И. Бунина, “Четвертая проза” О. Мандельштама, “Несвоевременные мысли” М. Горького, мемуары Н. Я. Мандельштама, записки Лидии Чуковской об Ахматовой, М. Волошинов 20-х годов, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, М. Кузмин, Д. Хармс и мн. др. 2).

Серебряный век…Мы уже успели свыкнуться с этим определением периода русской культуры конца 19 – нач. 20 века. Историк Лев Николаевич Гумилев считал, что именно он конкретизировал это понятие в его нынешнем значении, когда в 1945 году в разговоре со своей матерью А. А. Ахматовой повел речь о “серебряном веке” русской культуры, что и откликнулось через несколько лет в ахматовской “Поэме без героя” известными строчками: И серебряный месяц ярко На серебряным веком плыл. Справедливости ради можно сказать, что много раньше это определение мелькнуло в рукописях самобытного рус. философа В. В. Розанова (см. : “Мимолетное” “Диалог”, 1991,№3, с.18). Находим такое же определение этого периода у Н. Бердяева.

С этим понятием связывается представление об особом феномене в истории русской культуры, хронологически очень компактном (полтора-два десятилетия на рубеже двух веков), но отмеченном чрезвычайной насыщенностью художественных и – шире – духовных поисков. Однако некоторые исследователи считают, что это понятие обозначает не единственно календарные границы определенного явления и что далеко не все литературные реалии нач. 20 столетия соответствуют этому имени (например, поэзия Бедного, проза Серафимовича или В. Вересаева).

Это понятие обозначает не только феномен литературный. Серебряный век явил себя в : – живописи и графике (Казимир Малевич, А. Бенуа, Л. Л. Бакст, К. Сомов, М. Добужинский, М. Врубель, В. Борисов-Мусатов); – театральных новациях (М. Фокин, (К.

Станиславский), В. Мейерхольд, Н. Евреинов); – музыке ( Римский-Корсаков, Глазунов (из старшего поколения)С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский); – философии (Вл. Соловьев, В. Розанов, Павел Флоренский, Д. Мережковский, Н. Бердяев) Характеризуя позднее атмосферу культурного ренессанса начала 20 века, Н. Бердяев писал в книге “Самопознание”: Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни. Но все происходило в довольно замкнутом круге….” В эту эпоху, которая находится, как подметил Ю. Лотман, прямо посередине между Пушкиным и нами, связь времен ощущалась особенно остро, поскольку она распадалась.

Трещина проходит сквозь сердце художника. В России отчетливее, чем в остальной Европе, рождались тенденции и зрели силы, которым было предрешено совершить рев. трансформацию всей мировой действительности. Именно в России 20 в. три революции всколыхнут мир и потрясут до основания страну.

Почвой для происходящей схватки служила самодержавная власть, неспособная на новую политику реформ, и крестьянская масса и только-только обретающее черты гражданской зрелости общество, которое будет сметено революцией 1917. 3) В этот период, в отличие от предыдущего, на первый план выходит поэзия. Именно она стала выразителем трагических кризисных в российской, да и европейской истории лет.

В чем заключалась кризисность? Единивший людей духовный смысл, который традиционно предлагало христианство, казался уже не адекватным начавшемуся периоду великих преобразований и масштабных социальных сдвигов. Утрата веры в Бога (по восклицанию Ницше, подхваченному в разных странах, “Бог умер!”) побудила человека искать сущностную опору в себе самом.

Этот поиск чрезвычайно питательный для искусства и, в особенности для искусства поэзии (почему?), стал щедр и на великие надежды, и на безмерное отчаяние. Н. Старосельская о той поре: “отчаяние, полное надежд” (Современная драматургия”. 1992, №1, с.197. В литературном сознании рубежа веков вызревает и предельно концентрированно выражается в стихах понимание того, что космос человеческого “я” куда более притягателен и неисчерпаем, чем любые метаморфозы внешней по отношению к нему действительности. Кроме того, эта была реакция на угадываемую тенденцию нового времени – приближение глобальных катаклизмов и неизбежного в годы мировых войн и революций тотального обезличивания жизни.

Отсюда установка художников на себя, культ личности. Серебряный век с уважением относится к “далекой” классике (идеал – “золотой век”. пушкинская школа “гармоничной точности”)и отталкивается от ближайшего наследия. Искусство Сер. века, в отличие от периода второй половины 19 в. , уклонялось от задач социального реформаторства общественной жизни и морального совершенствования.

При этом заметно снижается интерес к реалистическому методу воссоздания черт бытия (представители : Чехов, Бунин, Короленко, Мамин – Сибиряк, Куприн, Вересаев, Гарин-Михайловский, и др., для которых был характерен общедемократический тип мышления) Искусство намеренно уходит в сторону преображения реальности энергией творческих мечтаний, грез, фантазий, воспоминаний о недостижимом или навсегда утраченном. Это реакция на “всей жизни строй – некрасивый, неправильный” (Брюсов). При этом имеется ввиду мироустройство в целом, с которым не конфликтуют, но которое игнорируют новые художники.

Ср. у Некрасова :”Поэтом можешь ты не быть” Пристальное внимание к поэтике. Образуются школы и группы. Сначала творческим спором с реализмом и натурализмом (Боборыкин, Потапенко, отчасти Эртель) заявил о себе символизм (поэзия раннего Брюсова, Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Бальмонта).

Одной из стилевых форм выражения худ. сознания большинства символистов стал символизм. В эпоху революции 1905-07 гг. решительное размежевание течений и направлений. Кризис символизма. Младосимволисты (Блок, Белый, Вяч.

Иванов и др.), для которых характерны: интерес к нац. истории, культуре, актуальным проблемам современности, сдвиг от субъективно-идеалистического миропонимания к объективно-идеалистическому. Влияние философии и поэзии Вл. Соловьева (идея эсхатологии, идея о божественном единстве Вселенной, представленной в образе “вечной женственности”)Художественный метод определяется их резко выраженным дуализмом, противопоставлением рационального и интуитивного познания, реального мира и мира идей. 10-е гг. – в полемике с символистами на авансцену выходят акмеисты (Гумилев, Ахматова, Гордецкий, Кузмин и др.) и футуристы (Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. Маяковский).

Значительное место заняли поэты крестьянского направления (Есенин, Клюев, Клычков, Орешин). Вне течений формировалось творчество Цветаевой, Ходасевича, М. Волошина. 10-е гг. явились новым этапом в творчестве Горького и писателей критического направления (“Детство”, “В людях”, “В людях”, “Сказки об Италии”). Соцреализм.

Противостоят реализму проза Ремизова, Зайцева. Заметным явлением литературной жизни стали журналы “Сатирикон” и “Новый сатирикон” (Саша Черный, Аверченко, Н. Тэффи и др.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



“Серебряный век” русской литературы как явление