Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где-то за окном куковала кукушка.
Композитор встал, подошел к окну и увидел лес, уходящий вдаль. Где-то там внизу на берегу озера у него было любимое место – Рудый Яр. Дорога к Рудому Яру шла сначала по просеке, затем березняком, потом через поломанный мост и, наконец, вверх в сосновый бор.
Он представлял себе этот путь и понимал, что когда придет туда, у него появятся новые творческие силы. Затем вернется домой сядет за пианино и начнет играть.
Так и случилось. Чайковский долго стоял на обрыве Рудого Яра. Больше всего его поразил свет. Он заметил, что свет изливался золотистыми лучами, падающими на знакомые леса.
Композитор вглядывался в него и видел все новые и новые пласты света. Еще он заметил, что свет падая на стволы сосен золотистого оттенка, отражался от них и падал на подлесок, на траву.
Разнообразие и сила света вызвала у Чайковского чувство, что сейчас случится какое-то чудо, что-то необыкновенное. Затем музыкант быстро вернулся домой и, сказав, чтобы никого к нему не
впускали, сел за пианино и начал играть. Он играл, добивался ясности звучания мелодии, чтобы музыка была понятна и слуге Фене и старому леснику Василию.
Природа играла большую роль в творчестве Чайковского. “Мало сказать, что он любил ее, обожал, от природы зависело его настроение” (Д. Н. Кайгородов). Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его.
Он говорил: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи”. В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил “больше всякой другой”.
С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал “способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник Чайковского 1886 года).
Ближе всего к природе Чайковский ощущал себя во время пребывания в Клину
В Клину день Чайковского был приближен к крестьянскому – вставал он рано, шел на прогулку и т. д. Утром он просыпался и пил чай, читая свежий номер “Русских ведомостей”, просматривая почту. А затем выходил погулять. “Недалеко и ненадолго” – не позже чем через три четверти часа он уже возвращался домой. Время до обеда Чайковский посвящал различным текущим делам и трудам: оркестровкой своих сочинений, писал деловые письма.
Ровно в час подавался обед по-деревенски простой и без кулинарных изысков.
После обеда Чайковский снова выходил на прогулку – на этот раз продолжительную и дальнюю. Такой ежедневный моцион он считал необходимым для здоровья. В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения.
В эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги.
В такое время Петр Ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций.
У Чайковского есть знаменитое произведение “Времена года”. Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Времена года Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.