Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. Выходили новые сборники стихов, которые буквально сметались с прилавков магазинов. В журналах и альманахах увеличивалась площадь, которую отдавали под стихи.
В это же время был основан и в течение ряда лет выходил альманах “День поэзии”, который пользовался огромной популярностью. Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства. Все выдающиеся успехи науки и техники того времени оказали влияние на сознание общества, а потому поэты не смогли обойти их стороной:
Что-то
физики В почете, Что-то лирики В загоне, -… (Б.
Слуцкий) В это время вновь проявляют себя поэты, известные в 20-30 годы (Светлов М, Асеев Н, Мартынов А. и другие). Но главная роль в поэтическом бунте этого времени, конечно же, принадлежала молодым.
Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р. Рождественский, Б. Ахмадуллина, Евг. Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала “тихую” поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и др).
В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Возрождается и авангардистская поэзия, хотя печатается очень мало. Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени. А. Вознесенский – поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским. “Я в Шушенском” и “Когда написал я Вяземскому” – такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику.
Вознесенский – поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения. Отсюда – стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи:
Прославленная тень! О чем кричит надсадно Пластинка – как мишень, Пробитая в “десятку”?
Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”. Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: “Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои – меня болью пронзили”.
Вознесенский – поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. И желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения “Из ташкентского репортажа”, написанное о страшном землетрясении 1966 года. Необычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся странными: люди помнили ужас этой катастрофы.
Вознесенский – автор поэтических сборников “Треуголная груша”, “Антимиры”, “Тень звука”, “Дубовый щит виолончельный”, “Витражных дел мастер”, “Ров”. Также он является создателем жанра видеом, возникших на стыке поэзии и живописи. Другим ярким представителем поэзии этого времени является Евгений Евтушенко. Он уже поэт-публицист. Его интересуют все проблемы современности: политические, социальные, нравственные.
Сам поэт пишет об этом так: Моя поэзия, как Золушка, Забыв про самое свое,
Стирает каждый день, Чуть зорюшка, эпохи грязное белье. В центре внимания поэта весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по Лене. Он на себе испытывает, ощущает пеструю, шумную и трагическую жизнь 20 века. Его интересует и волнует все то, что волнует его современников.
Но, надо сказать, что публицист-Евтушенко уживается с лириком-Евтушенко. Именно это соединение публицистики с лирикой обеспечило ему небывалую популярность в середине-конце 20 века. Он очень конкретен в своих стихах. Как правило, идет от запоминающейся, броской детали, которую можно даже услышать: Проклятье века – это спешка,
И человек, стирая пот, По жизни мечется, как пешка, Попав затравленно в цейтнот. Здесь мы видим характерную особенность стихов Евтушенко – рваный ритм, который передает темы жизни людей и даже нервные интонации в их речи. Являясь популярным поэтом, Евтушенко все же вызывал различное отношение у людей, вернее, не он сам, а его творчество.
Люди восхищались его оригинальными, образными строчками, но видели чрезмерные и неоправданные банальности. Своеобразной вершиной поэтического творчества Евтушенко явилась поэма “Братская ГЭС”, в которой прозвучала гуманистическая мысль: “Не будет в душах света, нам не помогут никакие ГЭС”. Евтушенко является автором сборников “Шоссе энтузиастов”, “Нежность”, “Катер связи” и других. В 1970-1980-е года он пишет поэмы “Леана и нейтронная бомба”, “Фуку”, роман “Ягодные места”.
Вообще, Евтушенко очень интересная личность, широко образованная, многосторонняя. Ведь он является не только поэтом, но и мастером художественной фотографии, киноактером, режиссером и критиком. И он же является создателем уникальной антологии русской поэзии.
Итак, мы видим, что ведущим жанром в поэзии середины-конца 20 века была лирика – гражданская, философская, любовная, пейзажная и т. д. Актуальность, многообразие поэтов, высокий уровень стихотворного мастерства – все это отличительные черты русской поэзии того времени.