Русская литература в России XIX века

В 1874- 1875 годах большое развитие получило “хождение в народ” агитаторов-интеллигентов, пропагандировавших идеи А. И. Герцена, П. Л. Лаврова и М. А. Бакунина о социалистическом преобразовании России на основе крестьянской общины. В 1876 году революционеры-народники создали организацию “Земля и воля”, поставившую цель поднять крестьянство на борьбу против царизма. Но малограмотные крестьяне не способны были понять идеи народников. Движение потерпело неудачу.

В 1879 году “Земля и воля”, распалась на “Народную волю”, ставшую на путь индивидуального террора, и “Черный передел”, избравший путь мирной пропаганды. В дальнейшем мирная пропаганда выродилась в либеральную теорию “малых дел”, а последователи этих пародииков превратились в идеологов кулачества и ярых врагов марксизма. Народовольцы же своей бесстрашной борьбой вписали яркие страницы в историю России XIX века, но ошибочная тактика индивидуального террора не могла принести успеха.

В 1881 году, после убийства Александра II, “Народная воля” была разгромлена.

Революционная деятельность

народников наложила свой отпечаток на литературу 70-80-х годов. По-разному относились к ним великие писатели: Н. А. Некрасов горячо сочувствовал революционерам, Тургенев выразил им свои симпатии в последнем романе “Новь” и стихотворении в прозе “Порог”, Л. Н. Толстой отрицательно относился к революционным методам борьбы, но народническое отрицание капитализма и провозглашение особого, “русского” пути к социализму были близки Толстому и способствовали его переходу на позиции патриархального крестьянства.

Из среды народнической интеллигенции выдвинулась группа писателей: Н. И. Наумов, С. М. Степняк-Кравчинский, Г. И. Успенский, Н. Е. Каройин-Петро-павловский, А. О. Осипозич-Новодворский, Н. Н. Злато-вратский, П. В. Засодимский и др. Их творчество.. было противоречиво: с одной стороны, пропагандируя идеи народничества, они идеализировали крестьянскую общину, с другой,- как писатели-реалисты, они правдиво изображали разложение общины, расслоение крестьянства в результате проникновения в деревню капиталистических отношений.

Страшная картина бесправия и разорения пореформенного крестьянства встает со страниц их повестей, рассказов и очерков. В очерке Каронина-Петропавловского “Молодежь в Яме” молодой крестьянин Михаил Лунин говорит своему отцу: “Какой гы крестьянин Всю жизнь шатаешься по чужим сторонам, бросил дом пашню, ни лошади путной, ни кола. В гом только ты и крестьянин, что боками здоров отдуваться!

Пойдешь на заработки – ногу тебе там переломят, а придешь домой – тебя высекут”. Отец Лунина не был исключением такова была жизнь почти всех крестьян,

Наиболее глубокий анализ русской действительности дан в произведениях Г. И. Успенского (1843-1902) – создателя литературного жанра очерковых циклов Наблюдая расслоение мещанской и крестьянской среды, писатель в циклах очерков и рассказов “Нравы Рас-теряевой улицы” (1866), “Разорение” (1869- 1874) вникает в психологию каждой социальной прослойки, показывает,. как развитие денежных отношений приводит к образованию кулачества и усиливает разорение основной массы народа. Взгляды революционного народничества выражены Г. И. Успенским в произведениях 70-х годов; художественный стиль их В. Г. Короленко характеризовал как “смесь образа и публицистики”. В очерковых циклах “Из деревенского дневника” (1877-1880), “Крестьянин и крестьянский труд” (1880) и “Власть земли” (1882) писатель раскрывает социальные противоречия пореформенной деревни, разложение крестьянской общины, трагическое положение крестьянина-труженика.

Свой эстетический и нравсгвенный идеал Успенский выразил в очерке “Выпрямила” (1885): перед мысленным взором автора сливаются в единое целое Венера Милосская, русская крестьянка и девушка-революционерка, идущая на подвиг.

Типичным проявлением взглядов народников, идеализировавших крестьянскую общину, явился роман Н. Н. Златовратского “Устои” (1878 – 1883). В повести “Золотое сердце” (1878) автор восторгается интеллигентами, отказавшимися от революционных идей и нашедшими свое счастье в единении с народом и нравственном самосовершенствовании.

Более скептично. изображает деятельность народников.

Писатели-народники правдиво показали в своих произведениях, что под влиянием жестокой жизни крестьянин черствеет, чужая беда не вызывает в нем сочувствия. В очерке Наумова “Яшник” показан бедный крестьянин который вынужден впрягаться в воз, чтобы помочь своей изнуренной лошаденке. Это вызывает издевательский смех всей деревни:

“- Ну и рысаки, глянь-ка, братцы, ах, хи-хи-и~и! Того и гляди, что воз-то вдребезги разобьют, а-а-а?

– Целковых сто, поди, пара-то – эких стоит, друга, а-а!?

– Не купить и за этакие деньги! Ты погляди только, ведь и рысью-то оба взяли, и мастью-то друг к другу подошли… Словно одной матки дети.

– А если по разнице теперича взять их, братцы, то которая форменней выглядит: корневик, аль пристяжная… а?

– Корневик, известное дело, потому у корневика-то хотя шкура цела, только вылиняла, а у пристяжной-то от заплат-то в глазах рябит! – галдели деревенские остряки, намекая на множество разновидных заплат, украшавших единственный полушубок Яшника, не снимавшийся с плеч его ни зимой, ни летом”.

Если крестьяне так бессердечны к своему односельчанину, то приходится ли удивляться, что они “волокут к начальству” пришедшего в деревню агитатора или, попав в солдаты, послушно расстреливают взбунтовавшихся крестьян другой деревни. Так объективные, свидетельства самих писателей-народников опровергали те идеи о солидарности крестьян в общине, которые они проповедовали.

Жизнь ставила перед русскими “Боль о человеке” писателями сложные социальные, нравственные и философские вопросы, которые они пытались разрешить в своих произведениях. Напряженные” идейные искания, трагические противоречия характеризуют творчество гениального русского художника – Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881).

Ф. М. Достоевский родился в Москве, в семье врача. В 1843 году он окончил Петербургское инженерное училище и поступил на службу, но через год оставил ее, целиком отдавшись литературной деятельности. Первое произведение Достоевского – повесть “Бедные люди” (1845) – получило восторженную оценку Некрасова и Белинского.

В опубликованных затем повестях “Двойник” (1846), “Хозяйка” (1847), “Белые ночи” (1848) и неоконченном романе “Неточка Незванова” (3849) определились особенности художественного таланта Достоевского – глубокий психологический анализ, изображение острых драматических ситуаций – и главная тема его творчества: трагическая беззащитность человека в несправедливом мире.

За участие в нелегальном кружке В. Петрашевского и за чтение, на одном из собраний письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован (23 апреля 1849 года) и приговорен к смертной казни. Вместе с товарищами по кружку он был выведен на расстрел, провел “десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти”, после чего приговоренному была объявлена “царская милость”: замена смертной казни каторгой, а после нее – ссылкой в Семипалатинск рядовым линейного батальона. На десять лет Достоевский был оторван от литературной деятельности.

Только в конце 1859 года он получил разрешение вернуться в Петербург. Каторга и ссылка надломили писателя и физически и духовно. Зрелище жестоких издевательств над людьми еще более усилило в нем ненависть ко всякому насилию, но вместе с тем он потерял веру в возможность революционного преобразования общества. Достоевский ближе узнал простой народ, высоко оценил его духовную силу и неистребимую жажду справедливости.

Но вместо того чтобы призывать к борьбе за справедливый общественный строй, писатель умиляется покорностью народа, возвеличивает страдание, считая его единственным путем к счастью. Проповедь искупительной роли страдания, как писал Достоевский, составляет суть православной религии, на основе которой он хотел сблизить все классы общества. В журналах “Время” и “Эпоха”, которые Ф. М. Достоевский совместно с братом, М. М. Достоевским, издавал в 1860-1865 годах, писатель излагал теорию “почвенничества”.

Он говорил, что интеллигенция должна вернуться к своей “почве” – к народу, чтобы поучиться народной мудрости. “Мы говорим о примирении цивилизации с народным началом”,- писал Достоевский, утверждая, что народ должен соединиться с ранее оторвавшимся от него образованным слоем общества и двинуться по пути распространения образования и веры в Христа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Русская литература в России XIX века