Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX – начала XX вв.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитывать чувство сопричастности и сопереживания истории России, любовь к ее культуре. оборудование: учебник, портреты писателей и поэтов рубежа веков.
Прогнозируемые
Результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX – начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса. тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания (фронтально)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Двадцатый век наступил в ноль часов
1 января 1901 года – таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство XX в. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль XX в. часть процессов, существенно важных для истории искусства, берет свое начало еще в прошлом веке.
Последнее десятилетие XIX в. открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап. В течение примерно четверти века – с начала 1890-х до октября 1917-го – радикально изменились буквально все стороны жизни России: экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным и в некоторой степени литературным застоем 1880-х гг. новая стадия историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. По темпам и глубине перемен, а также по катастрофичности внутренних конфликтов Россия в это время опережала любую другую страну.
Поэтому переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой – по меркам XIX в. – сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов.
Наследие рубежа XIX-XX вв. не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова, а логику литературного развития этой поры нельзя свести к единому центру или простейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, оказываются лишь частью грандиозного целого. Приступая к изучению литературы рубежа веков, не обойтись без краткого обзора социального фона и общекультурного контекста этого периода (“контекст” – окружение, внешняя среда, в которой существует искусство).
IV. Работа над темой урока 1. лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
– литература конца XIX – начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: л. Н. толстой и а. П. чехов. Продолжатели реалистических традиций И. а. Бунин, а. И. Куприн, л. Н. андреев, а. Н. толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными.
Жизнеутверждающий пафос, характерный для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.
В конце XIX – начале XX в. русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.
Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением.
Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е гг. в московский кружок “Среда”, а в начале 1900-х гг. составившие круг постоянных авторов издательства “Знание” (одним из его владельцев и фактическим руководителем был м. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили л. Н. Андреев, И. а. Бунин, В. В. Вересаев, Н. Гарин-михайловский, а. И. Куприн, И. С. Шмелев и другие писатели. За исключением И. а. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и – менее заметно – в драматургии.
Поколение писателей-реалистов начала XX в. получило в наследство от а. П. Чехова новые принципы письма – с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой, со значительно более широким арсеналом художественной выразительности, с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью.
Модернистскими в литературоведении принято называть, прежде всего, три литературных течения, заявивших о себе в период 1890-1917 гг. Это символизм, акмеизм и футуризм, составившие основу модернизма как литературного направления.
В целом русская культура конца XIX – начала XX вв. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
2. ознакомление со статьей учебника по теме урока (в парах)
3. Эвристическая беседа
– Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?
– Какие исторические события конца XIX – начала XX вв. повлияли на судьбы русских писателей, нашли отражение в произведениях литературы?
– Какие философские концепции оказали воздействие на русскую литературу рубежа XIX-XX вв.? чем объясняется особый интерес писателей к философии а. Шопенгауэра, Ф. Ницше?
– Как проявилась в русской литературе этого времени тяга к иррационализму, мистицизму, религиозным исканиям?
– можно ли говорить о том, что в конце XIX – начале XX вв. реализм утрачивает роль доминанты литературного процесса, принадлежавшей ему в XIX в.?
– Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции?
– В чем своеобразие позднего творчества а. П. Чехова? Насколько оправданно суждение а. Белого о том, что а. П. чехов “более всего символист”? Какие черты чеховского реализма позволяют современным исследователям называть писателя основоположником литературы абсурда?
– Какой характер принимает литературная борьба в конце XIX – начале XX вв.? Какие издательства, журналы, альманахи сыграли особенно важную роль в развитии русской литературы?
– Как решается в русской литературе рубежа веков проблема взаимоотношений человека и среды? Какие традиции “натуральной школы” нашли развитие в прозе этого времени?
– Какое место в литературе данного периода занимала публицистика? Какие проблемы особенно активно обсуждались на страницах журналов и газет в эти годы?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. “Пресс” (в группах)
Обобщающее слово учителя – таким образом, глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений оказались весьма сходными, несмотря на порой разительное стилистическое несходство, разницу вкусов и литературной тактики. Вот почему лучшие поэты эпохи редко замыкались в пределах определенной литературной школы или течения. Почти правилом их творческой эволюции стало преодоление узких для творца направленческих рамок и деклараций.
Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX – начале XX вв. в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение “рубеж XIX-XX вв. в восприятии… (одного из представителей русского искусства этого времени)”, используя мемуарную прозу а. Белого, Ю. П. анненкова, В. Ф. Ходасевича, З. Н. Гиппиус, м. И. Цветаевой, И. В. Одоев-цевой, других авторов.
2. индивидуальное задание (3 учащихся). Подготовить “литературные визитки” о жизни и творчестве м. Горького:
– автобиографическая трилогия (“Детство”, “В людях”, “мои университеты”);
– “Безумству храбрых поем мы славу!” (“Песня о Соколе”);
– “Сказки об Италии”.
3. Прочитать рассказ м. Горького “макар чудра”.