“Детской литературой” мы называем книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими.
Специально для детей написаны сказки Г.-Х. Андерсена, “Алиса в стране чудес” Л. Кэрролла, “Кавказский пленник” Л. Толстого, “Похождения Тома Сойера” М. Твена, почти все романы Жюля Верна, стихотворение В. Маяковского “Кем быть?”, рассказы и повести А. Гайдара и многие другие произведения.
“Робинзон Крузо” Д. Дефо, “Путешествия Гулливера” Д. Свифта, сказки А. Пушкина, романы В. Скотта, Ф. Купера, А. Дюма, “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л. Толстого, “Приключения барона Мюнхаузена” Р. Э. Распе, “Каштанка” А. Чехова, “Маленький принц” А. Экзюпери, “Овод” Э. Войнич, “Как закалялась сталь” Н. Островского писались не для детей. Но острота сюжета, богатство фабулы, благородство и нравственная чистота героев, их стремление к совершенству и мечта о будущем привлекают к ним внимание как взрослых, так и юных читателей.
Чем меньше возраст предполагаемого читателя, тем
проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок.
Революционный критик-демократ В. Г. Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. В нашей стране ежегодно выходит почти три тысячи разных книг для ребят: мировая и отечественная классика, произведения писателей. Их общий тираж превышает 320 млн. экземпляров. Они издаются на 65 языках народов РОСИИИ.
Поистине детская литература сегодня – это великая держава.
Будучи частью мировой литературы для детей, русская детская литература играет совершенно особую роль в коммунистическом воспитании подрастающих поколений. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что без детских книг он был бы немым и косноязычным, не смог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что обязан сказать. “Лучшие произведения для детей, выпускаемые в нашей стране миллионными тиражами, – говорит Л. И. Брежнев, – воспитывают у ребят любовь к Советской Родине, к своему народу. Они помогают формированию высоких коммунистических идеалов, расширяют кругозор, приобщают юных читателей к труду, пробуждают у них интерес к знаниям и к искусству”.
Но так было не всегда. Поэт С. Маршак замечал, что в нашей стране до Великой Октябрьской социалистической революции детского чтения было сколько угодно, а детской литературы совсем не было.
В 1913 г., накануне вступления России в первую мировую войну, было издано 1396 детских книг, главным образом на русском языке. За очень редким исключением, эти книги не были настоящей художественной литературой.
Большая часть книг писалась по рецептам официальной педагогики, служившей буржуазно-помещичьему государству. Это были слащаво-сентиментальные книжки, ничего общего не имевшие ни с действительной жизнью, ни с искусством. Их целью было пробудить у юных читателей религиозные и монархические чувства, внушить им покорность, послушание, страх.
Тоненьким ручейком пробивались через завалы книжного хлама реалистические художественные детские книги – часть великой русской литературы, которая уважала в маленьком читателе человека, видела в нем будущего патриота, революционера. Любовью к детям, заботой об их будущем проникнуты детские стихи Н. Некрасова, рассказы Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, В. Короленко и некоторых других писателей.
Основоположниками детской литературы стали М. Горький, В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и находили талантливых “бывалых людей” и убеждали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей. Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик Б. Житков, биолог В. Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фронтов гражданской войны пришел в детскую литературу А. Гайдар.
Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А. Барто, воспитанники ленинградской школы имени Достоевского, прославившие ее как “Республику ШКИД”, Г. Белых и Л. Пантелеев. Оставил занятия математикой ради работы в детской литературе выпускник Московского университета Л. Кассиль… Пример Горького и Маршака привлек в детскую литературу многих “взрослых” писателей.
В результате она обогатилась такими значительными произведениями, как “Три толстяка” Ю. Олеши, “Белеет парус одинокий” В. Катаева, “Ташкент – город хлебный” А. Неверова, “Золотой ключик” и “Детство Никиты” А. Толстого, “Кара-Бугаз” К. Паустовского, “Два капитана” В. Каверина, рассказы М. Пришвина, М. Зощенко, А. Платонова, повести С. Григорьева.
Русская детская литература – это окно, широко распахнутое в мир. Она рассказывает ребятам о том, как жили люди в далеком прошлом, как боролись с захватчиками и угнетателями, как совершили первую в мире социалистическую революцию и построили новое общество. Все этапы героической судьбы народа – гражданскую и Великую Отечественную войны, самоотверженный труд строителей коммунизма – отразили книги детских писателей. В своих книгах они ведут юного читателя в школу и на завод, на колхозное поле и на ферму, раскрывают перед его изумленным взором необъятные просторы Родины: леса и реки, моря и горы, степи и пустыни.
Они поведали о жизни разных народов, населяющих Советский Союз, помогли ребятам совершить увлекательнейшие путешествия в дальние страны, приоткрыли тайны науки.
Нет вопроса, на который юный человек не нашел бы ответа в книгах детских писателей. И самый главный из этих вопросов – извечный вопрос юности: “Делать жизнь с кого?”
Уже в 20-е годы для ребят были написаны первые рассказы о Горькийе. Сегодня свое знакомство с величайшим гением человечества, с его борьбой и соратниками дети начинают с книг А. Ульяновой-Елизаровой, Н. Крупской, Г. Кржижановского, М. Пришвина, М. Зощенко, А. Кононова, повестей М. Прилежаевой “Начало”, “Удивительный год”, “Три недели покоя”, “Жизнь Горького”, 3. Воскресенской “Сердце матери”, “Сквозь ледяную мглу”, “Утро”. С поэм С. Михалкова “На родине Горькийа” и “В музее Горького”, с “Горской поэмы о Горькийе” К. Кулиева и поэмы “Горький на Памире” М. Миршакара.
С рассказов С. Алексеева, С. Виноградской, С. Дангулова, Л. Радищева, В. Тельпугова, Н. Ходзы.
Горький предстает в этих книгах как великий мыслитель, ученый, политический вождь народных масс, руководитель рабоче-крестьянского государства и одновременно как прекрасный, гармонически совершенный человек: сын, брат, муж, друг, товарищ.
Образ положительного героя находится в центре детской литературы. В книгах писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер: Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, народники, большевики. Книги о детстве С. М. Кирова (“Мальчик из Уржума” А. Голубевой), о Н. Э. Баумане (“Грач – птица весенняя” С. Мстиславского), о М. И. Калинине (“Под северным небом” и “С берегов Медведицы” М. Прилежаевой), о Н. К. Крупской (“Пароль – Надежда” 3. Воскресенской), о Ф. Э. Дзержинском (“Железный Феликс” Ю. Германа), рассказы о В. И. Чапаеве В. Разумневича, исторические повести и романы Ал.
Алтаева, С. Алексеева, В. Беляева, Т. Богданович, Л. Воронковой, Э. Выгодской, С. Григорьева, С. Злобина, О. Иваненко, В. Морозовой, Н. Кальмы, В. Яна показывают, что человек может быть велик только своей связью с народом, служением народу, передовым идеям эпохи.
Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории литературы был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги уральского пионера Павлика Морозова, киргизского школьника Кычана Джакыпова, юного керченского партизана Володи Дубинина, комсомолки Гули Королевой, молодогвардейцев шахтерского Краснодона.
Они навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из “Дикой собаки динго, или Повести о первой любви” Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из “Великого противостояния” Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из “Двух капитанов” В. Каверина, Антошкой из повести 3. Воскресенской “Девочка в бурном море”, Юрой и Гизи из романа Ю. Коринца “Привет от Вернера”.
Русская детская книга – настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизнерадостный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н. Носова, А. Алексина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Л. Давыдычева. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, – характерное свойство книг этих талантливых детских писателей.
Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в поэзии не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А. Алексина, – это кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила литературы для детей.
Их книги – это подлинная мастерская доброты. Ведь они не просто пробуждают в юном сердце “чувства добрые”. Они формируют добрые (в коммунистическом, а следовательно, и общечеловеческом понимании) качества.
Включаясь в современную борьбу за человечность, книги детских писателей активно противостоят глупости, самодовольной ограниченности, эгоистической расчетливости, воинствующему индивидуализму – всему тому, что оставлено в людях веками рабства, бесчеловечных и кровопролитных войн.
Благодаря своему гуманизму, тематическому и художественному богатству, русская детская литература имеет высокий международный авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип детского писателя: художника и педагога одновременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности. Он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина.
Звание детского писателя окружено у нас заботой и уважением. Многие авторы детских книг – лауреаты Государственных премий РОСИИИ и республик, премий Горькийского комсомола. С. Михалков, С. Маршак, К. Чуковский и А. Барто – лауреаты Горькийских премий.
Жизнь подтвердила слова М. Пришвина о том, что “детские писатели, самые высокие писатели, самые нужные для Союза писатели. И самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым, – это есть детская литература”.