Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. – Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории.
Лермонтов – в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: “Я родину люблю. и больше многих”.
Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного
метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины. В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом.
В частности, в поэме “Мцыри” герой говорит о том. что он “знал одной лишь думы власть”, имея в виду “думу” о возвращении на родину, желая прижаться “с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной”. Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении “Листок” этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный “от ветки родимой”, “засох и увял”.
Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди “зеленых ветвей”, “райских птиц”. Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от “страстей и страданий”. Так, он сравнивает таких людей с тучами (“Тучи”), которым всего лишь “наскучили нивы бесплодные”, и они, “вечно холодные, вечно свободные”, мчатся “в сторону южную”.Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора.
Он писал: “В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем”. Стихотворение “Родина” – выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России.
По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов (“ни слава, купленная кровью”), религиозными идеалами (“ни полный гордого доверия покой”), а также принципами славянофилов (“ни темной старины Заветные o преданья”). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство (“но я люблю – за что, не знаю сам”). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою “странную любовь”.
Добролюбов писал о Лермонтове: “Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно”. В стихотворении “Родина” поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: “безбрежные леса”, “разливы рек, подобные морям”. “Родина” – одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России.
Его составляют “проселочные пути”, “белеющие березы”, “желтая нива”, “полное гумно”. В “Родине” продолжены слова я мысли Пушкина из главы “Путешествие Онегина”. Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор”. “Родина” Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной.
Если вначале поэт пишет, что “любит-что, не знает сам”, то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы. Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. “Прощай, немытая Россия…” – смелое обвинение российской действительности, это протест против “рабов, господ”, против преданности народа “голубым мундирам” (жандармам).Созвучно стихотворению “Прощай, немытая Россия” и произведение Лермонтова “Предсказание”, имеющее реальную историческую основу – крестьянские “холерные бунты”. Оно также направлено против “короны царей”, против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины.
Так, в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” поэт описывает свое детство в Тарханах, “родные все места”: “барский дом”, сад, “спящий пруд”, “темную аллею”. Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со “свежим островком” среди пустыни. Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ.
Так, в произведении “Синие горы Кавказа, приветствую вас! ” он пишет, обращаясь к горам: “Облаками меня одеваЯй, вы к небу меня приучили”; а также: “Как я любил твои горы, Кавказ!”. Восхищался поэт и “снегами” и “далекими льдинами утесов”, и “путями неизвестными над пропастью”, и “покрытой льдом безымянной рекой”, и чистым воздухом. Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении “Москва, Москва…” он писал: “Москва – моя родина и такою будет для меня всегда…”.Тема России четко выделена также у Блока.
В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: “Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…”.В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения “Осенняя воля” Блок восклицает о родине: “Как и жить и плакать без тебя!”. В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы.
Так, в стихотворении “Русь” Россия Блока колдовская, таинственная. Она “и во сне необычайна”, “дебрями окружена”, в ней “народы” “ведут ночные хороводы”, “ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях”. Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: “зарево горящих сел”, “ведьмы тешатся с чертями”, “девушка на злого друга точит лезвее”, “нищета страны родимой” и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу”, – говорит герой поэта.
Блок писал, что в России для него “жизнь или смерть, счастье или погибель”. И наиболее полно эти чувства отразились в цикле “Родина”. Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине – нечто глубоко личное, как и у Лермонтова.
Блок обращается к родине: “О, нищая моя страна… О, бедная моя жена…” (“Осенний день”). Чувство его при этом лишено всякой умильности.
Он видит не только “прекрасные черты” и “разбойную красу”, но и “избы серые”, “лес да поле”. Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока “избы, крытые соломой”. Блоковская “Россия” начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: “вязнут спицы… в расхлябанные колеи”.
Облик России двоится в понимании Блока: это страна с “лесами да полями”, а также красавица-крестьянка с “платком узорным до бровей” и “мгновенным взором из-под платка”.В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, “разбойная”. Но это положительная черта: “не пропадешь, не сгинешь ты” (“Родина”). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока “На поле Куликовом”. Он пишет: “И вечный бой!
Покой нам только снится… Покоя нет! Не может сердце жить покоем”.
Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа. И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении “В огне и холоде тревог..”. Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. “Пусть день далек”, но поэт верит, что “новый век взойдет”.От картин природы, от образа Русь – жена Блок переходит к ‘конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что “страшный мир” погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: “старый мир, как пес безродный стоит” и “мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем”.Эти мысли содержатся в поэме “Двенадцать”.
Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.