В толковых словарях “риторика” – это наука и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официально-научного и делового до бытового, обиходного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теория речи, массовой коммуникации, стилистики и грамматики.
Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова, речи актуальной, эмоциональной, логичной и ясной, в которой используются все богатства и тонкости языка, и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике и ораторстве.
Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни: они порождают мотивы и цели; даже говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателей и их реакцию. Выбор средств определяет тип культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивации, структуры
содержания, выбор слов, грамматику.
Существует ряд проблем, которые пытается решить риторика, например поиск оптимальных формул общения, наследование механизмов речи, формирование языковой речи и т. д.
Риторика – одна из древнейших наук. Она возникла около 5 тысяч лет назад в античной Греции. Она в то время лежала в основе многих других наук и сфер общественной жизни.
В Греции правила демократия, и умение словами убедить оппонента в правоте считалось очень важным. Именно в этот период появляется понятие “оратор”. Это люди, умение говорить для которых было профессией. Ораторы в совершенстве овладевали своим мастерством.
Как тогда, так и сейчас главное умение оратора – это умение овладеть вниманием аудитории. Существует ряд приемов, способствующих этому.
Языковой материал речи всегда занимал доминирующее положение в риторике, ее важнейшие разделы смыкались между собой. Точный выбор слова, построение фразы, использование фигур и тропов, логика и ее точность построения текста характерны как для ораторской речи, так и для научных трудов. Достоинством любой речи, любого текста согласно риторическим традициям и здравому смыслу служит в первую очередь содержание, и лишь во вторую – форма, а точнее гармония формы и содержания.
Но риторика не может признать речь хорошей, если она плохо ориентирована композиционно, неточно выбраны средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, если у него плохая дикция и, начав фразу, он не может ее закончить, неуместно жестикулирует.
Важнейшим аспектом в риторике является логика. Она может быть формальной, диалектической или материалистической. Важно то, что логика должна присутствовать не только в научных трудах, но и в простой разговорной речи. Логическое построение текста нуждается в фактах, достоверном материале, так или иначе добытом говорящим или пишущим.
Исключением могут быть общая образованность и культура субъекта, собственный жизненный опыт.
В заключение следует отметить, что античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано большей частью европейских стран и в том числе Россией.
Любые виды отчетов относятся к жанру ретроспекции. Главный признак – это рассказ о совершенном событии в прошедшем времени. Отчет относится к деловым документам, и поэтому его признаки в основном остаются неизменными.
Главный признак – принадлежность к официально-деловому стилю. Отсюда четкость и строгость изложения, главенство цифр и фактов.
Например, отчет о командировке. Чаще всего командировка – это поездка с деловыми целями. Отчет о командировке содержит в себе сведения о самом процессе, о результатах поездки, какие вопросы были решены, в чем было достигнуто соглашение, что осталось не решенным и что подлежит дальнейшей разработке.
Язык отчета принадлежит к жанру ретроспекции, т. е. изложение ведется в прошедшем времени. Используются конструкции типа: Было исследовано., Было проведено., и т. д.
Иногда присутствует подробное изложение течения заседаний, если таковые имели место. В случае, когда командировка имела целью испытания оборудования, должен быть отчет о таковом со всевозможными графиками и формулами, необходимыми для полноты отчета. Если командировка имела отрицательные результаты, т. е. сотрудник не смог достичь поставленной цели, то отчет все равно делается, но уже с докладом о причинах неудачи.
Лексика, как и во всех деловых бумагах, здесь строго ограничена определенным кругом ее употребления. Предложения безличные и представляют, собой типичные для этого жанра конструкции.
Что касается отчета о социологическом опросе, то это четкие данные о количестве интервьюируемых, типах вопросов и данных, полученных в результате опроса. Чаще всего эти данные представляют в виде процентов, т. е. общее число респондентов и их процентное содержание в отношении к ответам. Ответы обычно даются заранее, и опрашиваемые лишь относят себя к тому или иному ответу.
Отчет об опросе может выглядеть еще более лаконично, чем, например, отчет о командировке. В нем не должна присутствовать оценка данных, разве что их сравнение с предыдущими годами или аналогичными опросами других предприятий, бюро и т. д.
Данный вид отчета чаще всего присутствует на предприятиях и представляет собой ретроспективный обзор проведенной работы, результаты ее, числовые данные и процентное соотношение с результатами предыдущих лет. Как уже было сказано выше, язык в отчетности строгий, не должно присутствовать ничего, что могло бы отвлечь от основной направленности документа. Отчеты, доклады – это всегда результат совместной работы коллектива, поэтому присутствие авторского “я” недопустимо, несмотря на то, что подписаны они могут быть одним человеком (например, финансовые отчеты подписывает главный бухгалтер).
Следует обратить внимание на то, что отчеты на предприятиях всегда составляются в конце года, отсюда и само название жанра – ретроспекция, т. е. рассмотрение назад, того, что было.
Процентное соотношение приводится для сравнения с предыдущими годами, подведения некоторых итогов и к тому же это своеобразная оценка достижений.
Жанр ретроспекции уже своим названием определяет свое назначение, лексику и, соответственно, синтаксис. Лексика – лаконичная и замкнутая. В этом стиле присутствуют фразеологизмы, представляющие собой устойчивые выражения типа: Было проведено… Итоги исследования таковы… Форма отчетности может быть самой разнообразной: в виде таблиц или свободной форме.
Главная примета отчета – это портативность. Даже на всевозможные стилистические отступления существует определенная норма, нарушение которой считается отступлением от правил и закономерностей стиля.
В отчетах нередко присутствие сочинительных и подчинительных конструкций, которые выражаются в наличии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Присутствовать они могут в более свободных формах отчетности, где подобные конструкции уместны по форме и содержанию.
Соединительные и присоединительные конструкции также небезынтересное явление в деловом стиле и в видах жанров ретроспекций. Язык деловых документов достаточно простой, не принято употреблять длинные конструкции, которые могут привести к разночтениям. Поэтому предложения с подобными конструкциями являются скорее исключением и вызывают особый интерес.
Соединительные и присоединительные конструкции называются так из-за того, что в них присутствуют соединительные союзы и, а, которые объединяют в одно предложение две равноценные части.
К однородным членам предложения могут относиться практически все части речи. На письме они отделяются друг от друга запятыми. (Пришел, увидел, победил – в данном предложении – это глаголы, хотя могут быть существительные, прилагательные). Рядом с однородными членами предложения часто можно увидеть обобщающие их слова, т. е. понятия, объединяющие перечисленные определения в один собирательный образ, например: миксеры, микроволновые печи, тостеры и так далее – товары, произведенные на нашем предприятии.
Слово “товары” будет обобщающим.
Итак, языковые средства, лексика и другие лексические приемы, предназначенные для использования в жанрах-ретроспекциях, специфичнее, чем в других документах официально-делового стиля. В свою очередь это не просто стилистические отступления, а необходимые для данного вида документов условия. Их специфика такова, что, например, отчет о работе, произведенной продукции должен быть настолько подробным и четким, чтобы не упустить чего-то важного; отсюда перечисления, однородные члены предложения и обобщающие слова, не так свойственные другим видам деловых документов.
Как и все официальные бумаги, документы, относящиеся к жанру-ретроспекции, несут в себе юридическую силу, и так как отчеты могут быть не только о проведенной работе, но, например, финансовые, то скрупулезность их изложения должна удваиваться.
К тому же в отчетах и обзорах есть так называемый оценочным момент. Сравнивая итоги прошедшего года с предыдущими, выводится парадигма общих достижений или дается объяснение неудачам. Все это требует дополнительных языковых средств, не выходящих в свою очередь из рамок официально-делового стиля.