В начале ХIV в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения – католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии. Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом.
Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется Богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.
Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом. Было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т. е. всей дорогостоящей иерархии. Был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов, единственным авторитетом
в вопросах веры было признано “священное писание”.
Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.
Учение Лютера рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу.
Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение. Из учения Лютера следовало, что мирская жизнь человека и общественный порядок, который должен обеспечивать человеку возможность отдаваться вере, составляют важный момент христианской религии.
Протестантизм возник в ХIV в., в эпоху Реформации. Разновидности реформационного движения цвинглианство и кальвинизм. Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли и Кальвин, гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движения.
Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы – благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами – крещением и причащением ; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови. Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об ” абсолютном предопределении “: еще до ” сотворения мира ” Бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей не могут изменить то, что предначертано Всевышним. С самого начала кальвинизму была присуща нетерпимость ко всякому проявлению инакомысли. Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию.
Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облачения, свечи и т. д.) были отброшены.
Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники.
Реформация в Англии нашла несколько иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. Со временем влияние протестантизма на английскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. Английская церковь приняла протестанские догматы об оправдании верой и о “священном писании ” как единственном источнике веры ; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей.
В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей им церкви.
Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.
В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменами кальвинизма. В конце 60 – х гг. XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение.
В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и сохранено пресвитерство в духе кальвинизма.
В связи с обострением социальных противоречий в Англии конца XVI – начале XVII в. складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, которую не удовлетворяет королевская реформация. Среди английской буржуазии получает распространение кальвинизм, приверженцев которого называли пуританами.
Умеренные пуритане ограничивались требованиям установления пресвитерианской церкви, тогда как радикальное крыло, индепенденты (независимые) полностью отвергли принцип государственной церкви ; каждая религиозная община должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания.
Активизация демократических элементов привела к возникновению религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др.
Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии и затем во времена буржуазных революций, прежде всего в Англии, сформировались основные течения, которые представляют протестантизм в настоящее время. Главными разновидностями реформированного в буржуазном духе христианства были и остаются возникшие непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все другие протестанские образования лишь варьируют основные принципы этих течений.
В начале XIX в. протестантское ответвление христианства представляет собой пеструю и многообразную картину. В дальнейшем эта пестрота возросла в большой степени как в результате дробления основных подразделений данного вероисповедания (лютеранство, кальвинизм и англиканство) , так и в ходе появления новых деноминаций, именуемых сектами адвентистов, ” Армии спасения “, ” Христианской науки”, ” Свидетелей Иеговых ” и т. д., получили дальнейшее развитие следующие протестантские секты: баптизм, меннонитство, методизм, квакерство и др.
В первой половине ХVI в. реформационное течение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые Отражая образ жизни людей, религия как массовая идеология во многом предопределяет их повседневную деятельность.
Протестантизм в этом отношении весьма поучителен. Он выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе. Протестантизм не остался за горизонтом прошлых веков, он и сегодня влиятельная духовно-интеллектуальная сила Запада. Его появление стало переломным моментом во всей европейской культуре.
Повышенный интерес протестантизма к внутреннему, личностному миру человека, в конце-концов, объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию.
Протестантизм – это третья, после православия и католицизма, крупнейшая разновидность христианства, охватывающая множество самостоятельных исповеданий и церквей.
Протестантизм – это сравнительно молодая разновидность христианства.
Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.
Разделяя основные особенности развитой религии, т. е. веруя в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т. п., протестанты так же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве триединого Бога – отца, Бога сына и Бога – святого духа. Иисуса Христа они отождествляли со вторым лицом этой Троицы. Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Протестантизм очистил небо от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и православие фактически в многобожие.
Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери) , а особенно Христу, считая его истинной главой своих церквей в целом и общин в частности.
Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что ” святой дух ” исходит не только от Бога – отца, как считают православные, но и от сына) , и употребление при причащении опресноков, и органы, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения и многое другое.
В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением.
В христианстве не вызывает сомнений положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в Библии есть много противоречивого. Все это подлежит истолкованию и разъяснению. Для католицизма право такого истолкования принадлежит только церкви, причем настолько не приложено, что мирянам даже запрещается без руководства со стороны духовенства читать Библию.
В порядке толкования последней написали огромное количество произведений ” отцы церкви ” и богословы – схоласты, вынесли множество определений и решений церковные соборы, а римские папы обнародовали целую библиотеку булл, всяких непогрешимо истинных посланий. Вся эта литература вместе с тем, чему учат в проповедях и устных наставлениях служители церкви, именуется Священным преданием. Таким образом, Священное писание можно правильно понимать только в свете Священного придания.
Вполне понятно, какую силу давало папству такое решение вопроса.
Чтобы сбить папство с этой позиции протестантизму было необходимо лишить его монопольного права толкования Библии при помощи Священного придания и собственного произвола. Для этого он провозгласил право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается Священного предания, то протестантизм полностью отказал ему в значении источника откровения. ” Только Библия ” – стало его основным девизом.
Протестантизм выступает против идеи, что при истолковании Библии следует руководствоваться разумом. Допуская философское мышление в качестве своего рода приправы к вере, протестантизм считал все же лишь последнюю единственным критерием истинности восприятия библейского откровения. Вера, которую протестантизм поставил в центр своего учения, есть личное переживание, по существу не поддающееся разъяснению и контролю со стороны.
Протестантское учение нанесло удар католическому духовенству и в той области, которая касалась влияния его молитв на земные судьбы людей. Если верующий католик считал достаточным помолиться с помощью священника Богородице либо какому – либо святому, чтобы избавиться от той или иной неприятности или, наоборот добиться жизненного успеха, то протестантизм утверждает, что человеческая судьба не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека, так что вся тяжеловесная махина католического культа не имеет по существу никакого жизненного смысла.
Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии “удешевления” церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено тех фетишистских по существу политических форм, какие принял вообще культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от ряда других элементов культа поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и иконам.
Отказ от поклонения видимым изображениям базировался в догматическом отношении на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание как идолопоклонство.
Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом, внешней обстановкой церквей и т. д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого отказались.
Месса была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно Нового завета.
Наиболее важные обряды, считавшиеся в католицизме ядром богослужения таинства подверглись в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств лишь два – крещение и причащение, кальвинизм – одно лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения.
Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом – с другой, в решении вопроса о том, происходит ли при совершении обряда чудо превращения хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел ” второе крещение ” – конфискацию подростков.
Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства.
Протестантизм отверг деление общества на духовенство и мирян. Учение о том, что любой человек может непосредственно общаться с Богом, давало основание у утверждению ” всеобщего священства “.
Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической церкви.
Протестантизм переносит центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность.
Протестантизм с самого начала разбился на целый ряд течений, церквей, толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект.