Политическая атмосфера в стране особенно накалилась в 1846-1847 гг., т. е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и публицистов. Стихи поэтов-чартистов звали к классовой борьбе, к международной солидарности рабочих; они отличались большой социальной глубиной и политической страстностью. Новаторство чартистской поэзии проявилось в создании образа пролетария-борца, сознающего свои классовые интересы.
Никто вам не поможет, Спасенье в вас самих – вперед! –
С этими словами Эрнест Джонс обращался в одном из своих стихотворений к рабочим.
Широкую известность получили стихи сочувствующих чартизму поэтов, писавших о бесчеловечной эксплуатации детского и женского труда на ткацких фабриках. К их числу относятся знаменитый “Плач детей” (The Cry of the Children, 1843) Э. Баррет-Браунинг и “Песнь о рубашке” (The Song of the Shirt, 1844) Томаса Гуда. Т. Гуд изобразил непосильный труд швеи, проводящей всю жизнь за машиной. И лексика, и звучание строк передают ритм безостановочно стучащей машины:
На основе “Плача
детей” Э. Баррет-Браунинг было написано одноименное стихотворение А Н. Некрасова.
Работай! Работай! Работай, Пока не сожмет головы, как в тисках!
Работай! Работай! Работай, Пока не померкнет в глазах! Работай!
Работай! Работай! От боя до боя часов! Работай! Работай!
Работай! Как каторжник в тьме рудников. (Пер. М. Л. Михайлова)
В 40-е годы были созданы лучшие произведения английского критического реализма. Именно в это время выходят романы “Домби и сын” Диккенса, “Ярмарка тщеславия” Теккерея, “Джен Эйр” и “Шерли” Шарлотты Бронте, “Мэри Бартон” Элизабет Гаскелл.
Жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа.
И не “старая добрая Англия”, а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две – Англия богатых и Англия бедных.
Широко раздвинулись социальные и вместе с тем географические рамки романа: трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные центры; за пределы Англии переносит действие своих романов Теккерей.
Появляются и новые герои. Это не просто люди из народа, а люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко чувствующие, горячо реагирующие на окружающее и активно действующие (Джон Бартон в романе “Мэри Бартон”, герои романов Шарлотты и Эмилии Бронте).
Формы английского реалистического романа XIX в., впитавшего достижения просветительского романа предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического романа В Скотта, многообразны. Эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающим. Возрастает мастерство психологического анализа.
После 1848 г. начинается новый период в истории критического реализма и одного из его ведущих жанров – романа. В 50-60-е годы, последовавшие за революционным подъемом и подавлением европейских революций 1848 г., Англия вступает в новую фазу развития. Одержав победу над рабочим движением, буржуазия укрепила свои позиции.
Англия завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле.
Однако насаждавшиеся апологетической литературой представления о “процветании” справедливы лишь по отношению к буржуазии, укрепившей свои позиции и интенсивно обогащающейся. Положение народных масс противоречило официальной версии о “всеобщем процветании”.
В Англии этих лет не затихает классовая борьба, хотя по своей силе и массовости она значительно уступает рабочему движению предшествующих десятилетий. В рабочем движении происходит раскол, усиливается влияние оппортунизма и буржуазной идеологии. В 50-60-е годы XIX в. заметным явлением реалистической литературы в Англии стало творчество Энтони Троллопа (Anthony Trollope, 1815-1882). В его обширном литературном наследии видное место занимает цикл романов “Барсетширские хроники” (Barsetshire Chronicle, 1855-1867), состоящий из книг: “Смотритель” (The Warden, 1855), “Барчестерские башни” (Barchester Towers, 1857), “Доктор Торн” (Dr. Thorne, 1858), “Фремлейский приход” (Framley Parsonage, 1861), “Домик в Оллингтоне” (The Small House at Allington, 1864) и “Последняя хроника Барсета” (The Last Chronicle of Barset, 1867).
Для Троллопа характерно особое внимание к обыденной жизни, к широкому панорамному изображению провинциальной Англии, к социальной характеристике таких слоев английского общества, как духовенство и дворянство. Троллоп продолжает традиции Теккерея, однако в его творчестве сатирическое начало играет уже меньшую роль. Размеренное, детализированное, спокойное повествование Троллопа резко отличалось от повествовательной манеры таких романистов, как Уилки Коллинз и Чарлз Рид, которые, следуя традициям Диккенса, обращались к сложной сюжетной интриге и к острым драматическим ситуациям.
Английский роман второй половины XIX в. приобретает новые черты и особенности. Это проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев, к их психологии; с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке этического аспекта общественной проблематики. Это сказалось в творчестве Джордж Элиот, а позднее – в романах Мередита и Батлера.