Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века

В ранней лирике (1908-4916) О. Э. Мандельштама основная тема – ощущение одиночества незрелой психики в период взросления. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют… Жизнь сравнивается с “омутом”, “злым и вязким”.

Преобладает настроение смутной тоски, “невыразимой печали”. Но главным мотивом становится поиск цельности, жизненности, желание постигнуть “всего живого ненарушаемую связь”. “Сладкое лекарство” – радости бытия:

Немного красного вина,

Немного солнечного мая

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.

Затем – все более глубокое постижение жизни как самореализации личности:

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

Пока человек духовно одинок, он ощущает себя несвободным, связанным, “в клетке”. Стремление к духовному освобождению, стремление к идеалу становится той силой, что ведет Мандельштама “вперед”. Ощущение мира

становится предметным, зримым, наполненным чувствами и красками.

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви подымали

И незаметно вечерели.

Это стихотворение отмечено уже силой изображения наполненности реального мира, а не “пустоты” его. Хотя в течение 1912-1916 годов в душе Мандельштама “печаль поет”, на первом плане уже не “туманная боль”, а лирическая панорама жизни, ее осязаемый образ. Выделяется центральная тема творчества – всемирная, общечеловеческая культура. Мандельштам не дает прямого изображения социальных конфликтов своего времени; он, сближая прошлое и настоящее, стремится показать ценность каждой ступени развитого человечества, ступени культуры. В связи с этим возникает тема Петербурга.

Продолжая петербургские образы Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Мандельштам начинает новый тип городского пейзажа, насыщенного конкретно-историческим содержанием.

В 1914 году создано программное стихотворение “Посох”.

Посох мой, моя свобода

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Поиск ответа на этот вопрос проходит через все творчество Мандельштама, в его произведениях развивается идея единства мировой культуры. Русскую культуру Мандельштам видит универсальной, “эллинской” и вместе с тем “русской”. В годы Первой мировой войны мысль о взаимодействии культур разных времен и народов приобретает особое, активное звучание.

В стихотворении “Зверинец” зверинцу противопоставляется “отверженное” слово “мир”, с которым связаны все достижения человеческой культуры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века