Рафаэль Де Валентен
Характеристика литературного героя
Рафаэль Де Валентен (фр. Raphael de Valentin) – герой повести О. де Бальзака “Шагреневая кожа” (1831), входящей в “Человеческую комедию” (раздел “Философские этюды”). Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и “сгорел” так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч. Метьюрена – герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.- нищий молодой честолюбец, каких много в “Человеческой комедии”.
Происхождение у Р. де В. благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р. де В. состояния, и он решает жить “в труде и молчании”, надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на
широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется “Теория воли”; доверив Р. де В. эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле.
Случайная встреча с приятелем заставляет Р. де В. изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. де В. знакомится с богатой графиней Феодорой – “женщиной без сердца”. Ради этой холодной светской красавицы Р. де В. забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя.
В отчаянии Р. Де В. хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Р. де В. магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что “экономил свой жизненный флюид”. Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно.
Вначале Р. де В. не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств – но кожа уменьшается. Между тем Р. де В. уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или “оскопить свое воображение” и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. де В. отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны.
На время Р. де В. расстается с этим “автоматическим” состоянием: он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Р. де В. не мог влюбиться в Полину, так как для него “любовь неотделима от роскоши”, теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Р. де В. Больше того, чтобы покорить Полину, Р. де В. нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Р. де В. счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже.
Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью. Р. де В. просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам: он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы “приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью” и “освободиться от самого себя”. Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди “естественных людей”, и таким образом избавиться от мучающих их страстей.
Бегство Р. де В.- своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым. Как и почти все герои “Философских этюдов” Бальзака, Р. де В.- мученик мысли.
Его навязчивая идея – желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он f сочинял трактат о воле) – воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя “Поисков Абсолюта” мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя “неведомого шедевра” – мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что “наши идеи – организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы”; такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания) Р. де В. Не случайно в конце жизни Р. де В. приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого: могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца. Сразу после выхода “Шагреневой кожи” в трактовке образа Р. де В. проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к “Философским романам и повестям” Бальзака (1831), увидел”Шв. де В. прежде всего “воплощение цивилизованного эгоизма” современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, “символ ужасающей нищеты”, “денди без гроша в кармане”.
По мысли Шаля, “Шв. де В. чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он “в конвульсиях эгоизма”. Другое предисловие к “Философским этюдам” (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Р. де В. его философский, метафизический аспект: мысль и воля – живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Р. де В. погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли.
Его судьба – это “формула жизни”. В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя “Шагреневой кожи”, шли в русле одной из этих двух трактовок: социальной или метафизической.