Прерафаэлитизм

В истории английской культуры второй половины XIX в. влиятельным направлением был прерафаэлитизм. Члены “Братства прерафаэлитов” решительно выступили против идейного и эстетического консерватизма классической школы, против устаревших канонов академической живописи. Идеал прекрасного прерафаэлиты искали в прошлом, ибо в современной буржуазной действительности видели безобразие, особенно после поражения революции 1848 г. В поисках идеала простоты и безыскусности прерафаэлиты обратились к итальянской живописи средневековья и раннего Возрождения, то есть к искусству художников, творивших до последователей Рафаэля – рафаэлитов, но не до Рафаэля. Отсюда и название направления – прерафаэлитизм. Прерафаэлиты выразили протест против “красивого”, но не правдивого искусства последователей Рафаэля, превративших принципы великого художника в обязательный штамп.

Прерафаэлиты были современными художниками и поэтами, у них появилось несколько ироническое отношение к детски непосредственному, религиозному и мистическому восприятию бытия у художников прошлого.

Новое в искусстве прерафаэлитов сказалось в том, что они стремились постичь тайны жизни, глубины человеческого духа; они обратились к ярким сюжетным мотивам, к символическим образам. Им свойственна романтическая игра воображения, отвергающая все холодное, рассудочное в искусстве.

Их привлекала красота человека, особенно красота реальной женщины. Но прерафаэлитам присущи схематичное соединение духовного и материального, натуралистичность избыточных деталей. Своеобразие творчества представителей этого направления состоит в том, что они как романтики стремились к синтезу искусств, и их талант раскрылся и в живописи, и в литературе. Уже в первом номере прерафаэлитского журнала “Джерм” (The Germ – “Росток”, 1850) был провозглашен принцип единства искусств. Тесная связь между живописью и поэзией особенно рельефно обнаружилась в творчестве Данте Габриэля Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828-1882).

Характерными поэтическими жанрами в творчестве Д. Г. Россетти были баллада (“Посох и сума” – The Staff and Scrip, 1851), сонет (цикл сонетов “Дом жизни” – The House of Life, 1870, 1881), драматический монолог в стихах (“Дженни” – Jenny, 1849) и песня. Все эти жанры взаимосвязаны и как бы переходят один в другой, ибо всем им свойственны романтическая приподнятость, мечтательность в образе лирического героя, интенсивность эмоций, сильные страсти и глубокие раздумья о бытии. Система поэтических жанров в творчестве Д. Г. Россетти основана также на всепроникающем живописном принципе. Его картины создавались по литературным мотивам, а стихи включали в себя живописное, “визуальное” начало.

Прерафаэлитская живописность заметна и в стихах сестры Д. Г. Россетти Кристины Россетти (Christina Rossetti, 1830-1894) “День рождения” (A Birthday), “Покой” (Rest), “Помни” (Remember) и др. Прерафаэлиты были поздними романтиками, в творчестве которых впоследствии романтическое начало стало подчас сопровождаться декадентскими нотками.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Прерафаэлитизм