С давних времен масленица считалась самым веселым праздником. Он длился неделю. Начало праздника открывалось шумной встречей масленицы в понедельник.
Он так и назывался “встреча”. Вторник – это “за-игрыши”: с этого дня начинались ряжения, катания. Среда – “лакомка”: во всех домах ели блины, вкусную еду.
Четверг именовался “разгулом”, “переломом” и еще – “широким четвергом”: на этот день приходилась середина веселья и гульбы. Пятница – “тещины вечера”: зятья угощали тещ. Суббота – “золовкины посиделки”: молодые невестки принимали родных в гости. Воскресенье – это “проводы”, “целовник”, “прощеный день”, конец масленицы.
Названиями дней недели характеризовался ход праздника, его сроки, обряды. Песни, петые об эту пору, поясняли праздничные обряды – как масленицу встречали, как ее провожали. При встрече масленицу величали доброй гостьей, а при прощании ругали – что так скоро миновалась!
С наступлением марта было обычаем закликать весну. Подходили к концу хлебные запасы, кончались корма.
Крестьянам нужна была ранняя и дружная весна; наступало время сева, с нетерпением ждали, когда можно было пасти скотину в поле. Весну закликали особыми песенными закличками – веснянками. Провозвестниками весны считались птицы.
Первого, четвертого, девятого марта или в другое время, как было принято в каждой местности, в домах пекли жаворонков. Дети бегали с ними по улицам и кричали: “Жаворонки прилетели! Весна, весна пришла!” Думали, что после этого скорее прилетят птицы и наступит весна.
В веснянках тоже упоминаются жаворонки, их зовут: “прилетите”, “несите” здоровье, “унесите” зиму… Кроме жаворонков, веснянки упоминают кулика, пчелу, а саму весну представляют желанной гостьей, которая едет на сохе, на бороне, на вороной кобыле. О весне говорится также, что она приехала “на жердочке”: весной начинали “жердить” прясла – городить, вкладывать в ограду жерди-шесты, которые осенью были разобраны после уборки хлеба.