ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными.

Но эти герои – вымышленные. В пьесе “На дне” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке.

Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею. Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”.

Первое, что бросается в глаза, – это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (“Дура ты, На-стька.”). Люди как будто озверели,

они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене (“Заныла”). Считается, что главное слово в пьесе – правда.

Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы видеть.

Это правда “вымышленная”. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд. Квашня. Чтобы я, – говорю, – свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти.

Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о?

Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой.

Квашня. Козел ты рыжий! Туда же – врешь! Да как ты сме-‘ ешь говорить мне такое дерзкое слово? ‘ Клещ.

Велика барыня!. А с Абрамкой ты обвенчаешься. только того и ждешь. Квашня.

Конечно! Если бы. как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти. Клещ.

Молчать, старая собака! Не твое дело. Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.

Клещ. “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет. силы нет!

Вот – правда! Пристанища. пристанища нету! Издыхать надо. вот она, правда! Дьявол! На. на что мне она – правда?

Дай вздохнуть. вздохнуть дай! Чем я виноват?. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя. вот она правда!.

Говорите тут – правда! Ты, старик утешаешь всех. Я тебе скажу. ненавижу я всех!

И эту правду. будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!” Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего.

Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало.

Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука.

Для него правда человека та, в которую он верит. Лука. “Уйдем, милая! ничего. не сердись! Я – знаю.

Я – верю! Твоя правда, а не ихняя. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит – была она! Была!” Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-ieть реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны.

И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность. Есть такое высказывание Горького: “Правда – бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда.

Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. – герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы. Им нс нужна эта правда “свободного человека”.

Многие считали, что пьеса “На дне” – это “буревестник революции”. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои “На дне” не могут этого сделать. Наприм ер, Актер.

Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит – не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать.

В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА