Постмодернизм одно из самых интересных и сложных явлений XX – столетия. Признанный мэтр постмодернизма известный итальянский ученый и писатель Эко утверждает: “постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…” . Причины появления его объясняет итальянский философ Витторио Страда тем, что время возникновения глобальной культуры, которую он называет постмодерной и в состав которой вливаются “все культуры прошлого и различные культуры настоящего”.
Это процесс единства в многообразии порождающий новую мультикультурную ментальность и этику. Литературоведы Д. Затонский, Л Андреев, Б. Бегун видят в постмодернистском мироощущении приметы кризиса, пессимизма, спада, а отсюда “Мир постмодернистского искусства – мир “симуляторов”, ложных видимостей, мир означающих, освободившихся референтов. Другие (Т.
Денисова, Г. Сиваченко ) утверждают продуктивность постмодернистского сознания, ибо оно “предстает антидогматичным, плюралистичным…, дает преимущество широкому спектру равноправных решений, поискам
вариантов. Как видим, мнение об этом явлении часто диаметрально противоположны, однако основные особенности модернизма все исследователи определяют приблизительно одинаково.
Постмодернизм хронологически появился после модернизма, отсюда и его название, хотя некоторые исследователи склонны относить к этому явлению “авторов от Аристофана, в творчестве которого изображен кризис древнегреческой цивилизации; Овидия и Петрония, которые зафиксировали распад целостной системы древнегреческих традиций; а также Рабле и Сервантеса, чьи произведения изображали крах ренессансных идей и т. п. – и до М. Павича. Но теоретические основные принципы постмодернизма были сформулированы в 60-70-е годы ХХ века теоретиками искусства, философами-структуралистами (Р. Барт, Дж. Барт, И. Хассан ). В 80-е годы продолжался как процесс теоретического осмысления, так и широкое развитие постмодернистского романа (П.
Зюськинд, Ю. Андрухович и др.), что связывают как с окончательным крушением тоталитаризма (распад СССР), так и с сближением с массовой культурой.
Отличительные признаки постмодернизма указал в свое время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду “модернизм – постмодернизм” являются: “форма (единая, закрытая), цель – игра,… синтез – антитеза, соединение – разъединенность,… жанр/границы – текст/ интертекст,… метафора – метонимия,…метафизика – ирония”
Интертекстуальность, считает У. Эко присутствует в всяком тексте его эхо будет услышано в процессе работы над произведением, ибо “материал проявит свои природные свойства, но одновременно напомнит и о сформировавшей его культуре” . Иными словами писатель цитирует или обращается к уже известным сюжетам, образам, приемам, но теперь с тем, чтобы пародировать или переоценивать их.
В ряде случаев это приводит к тому, что, как писала французская газета “Фигаро” в марте 1970г., авторы предаются “наслаждению от текста”. Лучшие же произведения постмодернизма представляют собой синтез, как писал Р. Барт : “Я уверен, что настоящий писатель – постмодернист не копирует и не отбрасывает своих отцов из двадцатого века и своих дедов из девятнадцатого. Первую половину столетия он таскает не на спине, а в желудке: он успел ее переварить…Идеальный роман постмодернизма должен каким – то образом оказаться между столкновением реализма с ирреализмом, формализма с “содержательностью”, чистого искусства с ангажированным, против элитарной – с массовой” [ Цит. по:3,21]. К таким произведениям относится роман “Имя розы”
Автор романа Умберто Эко (род. в 1932г.) – известный итальянский писатель, ученый, профессор, читает курсы по семиотике и эстетике в Болонском университете, почетный доктор университетов США, Дании и др.. Автор книг “Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского” (1956), “Открытое произведение” (1962), “Поэтика Джойса” (1966), “Документ по новому средневековью” 1973), “Тракт об общей семиотике” (1975), “Путешествия в гиперреальное пространство” (1986).
У. Эко утверждает: “Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уже прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности!” .