Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)

В истории русского искусства есть два особо ценных периода, давших миру множество художественных шедевров, открытий во всех областях интеллектуальной и культурной жизни. Первая из этих эпох носит название Золотого века и датируется началом 19 века, вторая эпоха называется веком Серебряным (конец 19 – начало 20 века). Предреволюционные годы в России знаменуются предчувствием приближающихся глобальных перемен, атмосферой нестабильности и хаоса.

Такая обстановка самым благотворным образом, однако, повлияла на развитие науки и культуры. В этот период была сделана масса колоссальных открытий, повлиявших на ход мировой истории. В литературе также назревала жажда нового, было очевидно стремление молодых художников сказать свое слово, творить по новым законам, войти в историю мировой культуры. Думается, литератором той поры, а особенно поэтам, удалось это сделать с лихвой – во многом они стали причиной того, что искусство начала 20 века в России называют Серебряным веком искусства.

Поэзия Серебряного века характеризовалась большим количеством литературных течений, каждое

из которых имела своих идеологов, свою программу, свои творческие принципы и последователей. Наиболее крупными среди них являются символизм, акмеизм и футуризм. Символизм можно назвать, на мой взгляд, одним из самых ранних течений Серебряного века. Он основывался на религиозной философии Вл.

Соловьева, а его творческие принципы были разработаны поэтом Д. Мережковским. Среди сторонников этого направления были такие выдающиеся поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, З. Гиппиус и др. Символисты стремились познать мир, истину и красоту через символ. Последователи этого течения акцентировали внимание на духовных мирах, мистических ощущениях, невидимых на первый взгляд связях человека, определяющих его Душу, Бытие, окружающий мир.

Во многом – это идеи, заимствованные у романтиков прошлого (Жуковский, Баратынский, Гете, Навалис). Такое содержание требовало соответствующего выражения. Язык художественных произведений символизма изобиловал метафорами, иносказаниями, аллюзиями, цитатами. Одним из крупнейших поэтов-символистов Серебряного века является Константин Бальмонт (“Под северным небом”, “В безбрежности”, “Горящие здания”, “”Будем как Солнце”). Для его лирики, особенно ранней, характерны мотивы любви, красоты, соединяющиеся с меланхолической скорбью и ожиданием смерти.

Лирический герой Бальмонта тонко чувствует дисгармоничность бытия человека, его невозможность слиться с миром и томление своим земным существованием: “Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным”. В художественном плане лирике Бальмонта присущи все характерные черты символизма – глубокий психологизм, импрессионистические черты, опора на импровизацию как художественное выражение интуиции, музыкальность: Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой совей, Я – облачко, я – ветерка дыханье. Совершенно другую художественную задачу ставили перед собой акмеисты (Н. Гумилев, ранняя А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам и др.).

В своих произведениях они совершенно сознательно описывали лишь обыденные чувства и дела, так как считали, что это и есть суть жизни. Именно об этом – слова ранней Анны Ахматовой: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Язык своих произведений акмеисты так же старательно “упрощали”, делали максимально точным, лаконичным, содержательным: Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. (О.

Мандельштам) Одним из самых ярких и новаторских во всех отношениях течением можно считать, на мой взгляд, футуризм. Уже его название говорит об амбициях, смелости и стремлению к эпатажу: футуризм – искусство будущего. Именно футуристы наиболее радикально отвергали все культурные завоевания прошлого. Они провозглашали, что создадут совершенно новое искусство, не опираясь на достижения признанных авторитетов.

В числе основоположников футуризма в России можно назвать В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков, И. Северянина и, конечно же, В. Маяковского. Приверженцы этого направления стремились даже звучание слова освободить от “груза прошлого”. Отсюда – их очень смелые эксперименты в области языка. Так, Д. Бурлюк в некоторых своих стихах отказался от предлогов, а В. Хлебников и вовсе доводил свои эксперименты до крайности – сосредоточась на языке, он делал свои стихотворения крайне сложными для понимания: Бобэоби пелись губы.

Вээоми пелись взоры. Пиэзо пелись брови. Лиэээй – пелся облик.

Одним из самых талантливых поэтов, принадлежащих к футуризму, был, несомненно, В. Маяковский. Его творческие открытия в поэтической области (оригинальные средства художественной выразительности, своеобразное синтаксическое и ритмическое оформление фразы, лексические средства, синтезирующие литературный язык с просторечными и грубыми словами, обилие неологизмов, мощные интонации) сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова: А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну плюну в лицо вам Я – бесценных слов транжир и мот. Таким образом, Серебряный век – один из плодотворнейших периодов в русской поэзии. Это время дало миру множество художественных открытий, как в плане содержания, так и в плане формы.

Кроме того, Серебряный век обогатил мировую культуру десятками поэтических имен, составляющих гордость русской и всемирной литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)