“Какое на свете самое скверное животное?” – спросили мудреца. “Из диких – тиран, из прирученных – льстец”, – ответил он. Эту маленькую басню написал Лессинг, великий немецкий просветитель, теоретик искусства и драматург.
Тираны и льстецы у него всю жизнь были перед глазами. Германия в его время еще не обрела единства. Страной правили около 300 князей, герцогов и курфюрстов, каждый из которых был тираном для подданных своего маленького государства.
А где тираны, там и льстецы, готовые выполнить любое, самое грязное поручение своего повелителя. В стране царили невежество и суеверия.
Как и просветители других стран, передовые мыслители и поэты Германии стремились освободить свой народ от предрассудков и привычек, воспитанных веками феодального рабства. Подлинное призвание человека они видели в его активном содействии прогрессу. “Деяние – начало бытия”, – писал в “Фаусте” Гете. Лессинг был первым в этой славной когорте просветителей.
Наиболее значительные его драмы – “Эмилия Галотти” (1772) и “Натан Мудрый” (1779). В них Лессинг
выступил против феодального деспотизма.
Особенно велики заслуги Лессинга как теоретика искусства. В своих статьях и книгах по эстетике он боролся за искусство жизненной правды.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)
В 70-е годы на смену Лессингу явилось новое поколение поэтов и драматургов, энергичных, исполненных молодого задора. “Буря и натиск” – называлась одна из драм Ф. М. Клингера. И по этому заглавию стали называть все литературное движение. “Бурные гении” были близки по духу английским и французским сентименталистам, особенно Руссо Бездушной морали дворянского общества и холодным догмам церковников они противопоставляли искренность и бескорыстие человеческого чувства, душевный порыв, зов сердца. С движением “Бури и натиска” в молодые годы были связаны Гете и Шиллер.
Иоганна Вольфганга Гете Белинский назвал величайшим немецким поэтом. Гете стоял в самом центре литературного движения “Буря и натиск”. Воображение его занимали образы Прометея, Цезаря, Фауста – героя старой немецкой легенды.
Гете создал грандиозную, в шекспировском духе, трагедию “Гец фон Берлихинген” (1773), в которой воскресил великие события эпохи крестьянской войны XVI в. в Германии. Это первая историческая драма в немецкой литературе. Главный герой ее трагически одинок – он поднял бунт против княжеского произвола, но, будучи дворянином, не нашел общего языка с восставшими крестьянами.
В этом и состояла особенность литературы “Бури и натиска”: герои ее одиноки в своем благородстве и в своих дерзаниях.
Таким Гете представил и современного ему немецкого юношу в романе “Страдания молодого Вертера” (1774).
Вертер – человек гуманной души, тонкой мысли, чувствительного, легко ранимого сердца – не находит себе места в условиях феодальной жизни: путь борьбы для него не существует, служебная деятельность невозможна, примирение с неправдой немыслимо.
Любовь к простой нежной девушке Шарлотте – последний мостик, соединяющий Вертера с жизнью. Но он рушится, и Вертер кончает с собой. Герой Гете не революционер, не борец, он слишком слабый, чтобы восстать, слишком честный, чтобы зависимое положение в обществе заставило его склонить голову.
В отличие от своего сентиментально-мечтательного героя Гете решил жить деятельно, плодотворно, с пользой для народа, поэтому он охотно принял в 1775 г. приглашение молодого герцога Карла Августа стать министром при его дворе. Гете переехал в Веймар, столицу крохотного немецкого государства, где и прожил до конца своих дней.
Веймарский министр, Гете пытался провести ряд реформ. Он сократил некоторые непроизводительные расходы в государстве, уменьшил армию, возобновил работу заброшенных рудников, построил новые дороги. В условиях тогдашнего строя все это давалось ему нелегко.
К тому же приходилось считаться с волей герцога.
Усталый и разочарованный, Гете в 1786 г. уезжает из Веймара и два года проводит в Италии. Он жадно и взволнованно впитывает впечатления от окружающей жизни, тонко оценивает произведения искусства. “Благородную простоту и спокойное величие” античной культуры и архитектуры он объявляет главным художественным принципом. Отказавшись от бунтарства ранних лет, он видит смысл своего творчества в мирной пропаганде просветительных идей. Новая героиня выступает в его трагедии “Ифигения в Тавриде” (1779 – 1786), написанной на сюжет древнегреческого мифа.
Она борется против варварства и жестокости, действуя силой убеждения.
Осторожный вельможа часто заслонял в Гете великого прозорливца, особенно в произведениях, написанных в период Великой французской революции 1789 г. Тем не менее отзвуки идей и настроений периода “Бури и натиска” время от времени слышатся и в более поздних произведениях Гете. Так, в трагедии “Эгмонт” (1788), законченной во время пребывания в Риме, он смело и широко изобразил борьбу нидерландского народа за освобождение от испанского гнета. Его героиня Клерхен мечтает о том, чтобы с оружием в руках рядом со своим возлюбленным участвовать в битве.
Крупнейшее произведение Гете – трагедия “Фауст” (первая часть опубликована в 1808 г., вторая – в 1832 г.). Пушкин охарактеризовал ее как “величайшее создание поэтического духа”.
Сюжетная основа трагедии взята из средневековой немецкой легенды о жизни, безбожных деяниях и страшной смерти ученого-чернокнижника и чародея Фауста, который ценой союза с дьяволом возвратил себе молодость и познал сокровенные тайны природы. Трагедия Гете “Фауст” исполнена глубокого смысла, и, чтобы постигнуть его, надо не только внимательно прочесть, но и задуматься над сложным ходом событий, которые развертывает перед нами гениальный поэт. В бурных монологах первой части выражена неудовлетворенность героя всем достигнутым в науке. С горечью он восклицает:
Мне не обнять природы необъятной!(Перевод Н. Холодковского.)
Фауст избрал путь познания истины, хотя он понимает, что путь этот тернист и труден. Вспомним имена Джордано Бруно, Галилея. Это о них говорит Фауст:
Их распинали, били, жгли…
Рядом с Фаустом на протяжении всей трагедии неутомимо действует Мефистофель. Если Фауст весь – порыв и стремление, то его спутник – насмешливый скептик:
Я отрицаю все – и в этом суть моя.
Фауст и Мефистофель олицетворяют в трагедии борьбу двух начал: безграничного стремления вперед и критического сомнения. В борьбе с Мефистофелем Фауст приходит к познанию смысла жизни. Не будь Мефистофеля, не было бы борьбы, и Фауст остался бы со своей прекрасной, но неосуществленной мечтой.
Вот почему Н. Г. Чернышевский назвал Мефистофеля главным двигателем трагедии. А сам Гете признавался, что он вложил частицу своего “я” не только в Фауста, но и в Мефистофеля.
К концу жизни у Фауста возникает грандиозный план: отодвинуть море и на завоеванной общим тРУДом земле основать новое общество свободных тружеников. Столетний Фауст неутомим. В результате титанического поединка с природой морское дно превращается в цветущий город, населенный свободными и счастливыми людьми. Фауст умирает в радостном сознании, что хоть в глубокой старости дожил до того мгновения, которому можно сказать: “Остановись, ты прекрасно!”
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!(Перевод Н. Холодковского.)
Эти слова Фауста – торжественный гимн всепобеждающей силе разума и труда. Правда, сам Фауст умирает. Гете понимал, что реально эта мечта не могла быть осуществлена.
Предстоял трудный путь познания и борьбы…
Фридрих Шиллер (1759 – 1805)
Выдающийся немецкий поэт и драматург Иоганн Фридрих Шиллер родился в семье бедного фельдшера. Восемь горестных лет провел он в военной академии, закрытом учебном заведении.
Из этого “питомника рабов” Шиллер, тайно читавший Руссо, Лессинга, Гете, вынес жгучую ненависть к деспотизму и несправедливости и страстную любовь к свободе.
По окончании академии, где он изучал медицину, Шиллер вынужден был принять нищенски оплачиваемую должность врача в военном гарнизоне. Но он мечтал посвятить себя литературе. И вот мечта его, кажется, осуществилась: “Разбойников”, написанных еще в академии, поставил известный Мангеймский театр.
Заранее зная, что в отпуске ему откажут, Шиллер тайно отправился в неподвластный герцогу город Мангейм, чтобы увидеть на сцене свою трагедию.
Взволнованно смотрел он спектакль. Восторг публики превзошел все ожидания. На устах у всех было одно, до того дня неизвестное имя – Фридрих Шиллер.
Счастливый, полный новых планов, вернулся Шиллер в гарнизон и сразу же упал с небес на землю: за самовольную отлучку его отправили на две недели в карцер. Там он принял решение и в осеннюю ночь 1782 г. бежал из герцогства. С этого момента начинаются годы скитаний, нужды и вместе с тем упорного творческого труда.
“Разбойники” (1781) – революционная трагедия, о чем нас предупреждает и эпиграф к ней: “Против тиранов”. Главный герой ее Карл фон Моор не обычный разбойник, а борец за свободу родины. Но трагедия его в том, что он вождь без масс: народ не поддерживает его, товарищи не понимают его высоких устремлений, поэтому бунт Карла с самого начала обречен на провал.
Трагедия “Коварство и любовь” (1784) направлена против сословного неравенства и деспотизма. В ней Шиллер рассказал историю любви Фердинанда фон Вальтера и Луизы Миллер. Стремясь разлучить любящих, отец Фердинанда, президент фон Вальтер, пускает в ход свою власть и силу и доводит обоих героев до гибели. Сюжет сам по себе не новый, но Шиллер сумел поднять его до высоты политической трагедии.
Во главе своры титулованных злодеев в пьесе стоит мрачная фигура герцога, правителя маленькой деспотии. Герцог не появляется на сцене, но зритель отчетливо ощущает его злую волю. Семь тысяч солдат, проданных им иностранной державе как пушечное мясо, не вымысел автора, а страшная правда, одно из обычных в то время злодеяний титулованных преступников.
Оставаясь верным своим просветительским идеалам, Шиллер безуспешно пытается найти мирные пути их осуществления.
Начало Великой французской революции 1789 г. Шиллер встретил сочувственно, но радость его вскоре сменилась страхом перед революционным террором периода якобинской диктатуры. Любопытно, что в то время, когда Шиллер гневно порицал революцию за ее жестокость, французский Конвент на одном из своих заседаний присвоил автору “Разбойников” высокое звание гражданина Французской республики.
И все же революция 1789 г. оказала на Шиллера значительное влияние. Именно благодаря ей он обратился к созданию исторических драм, в которых показал, что судьба героев определяется не страстями мятежных одиночек, а объективной исторической необходимостью.
Годы зрелости драматурга отмечены созданием замечательных исторических драм: “Мария Стюарт”, “Орлеанская дева”, трилогия о Валленштейне.
Пьесы Шиллера исполнены пафоса, особенно в ранние годы. В уста главных героев он вкладывает программные речи. Таков Карл Моор, Фердинанд, а также маркиз Поза в “Доне Карлосе”.
В поздних драмах, не утрачивая страстности своего пафоса, Шиллер с шекспировской силой изображает исторический фон, развертывает широкую панораму жизни общества. Очень колоритно представлена солдатская масса в первой части “Валлен-штейна”.
Народ является главным действующим лицом в драме “Вильгельм Телль” (1804), изображающей восстание швейцарцев против австрийского ига. Герои ее – пастухи, рыбаки, охотники. Вильгельм Телль лишь один из них.
Быстрая смена сцен, появление все новых и новых участников событий создают впечатление, как будто вся Швейцария перед нами: зритель живо ощущает, как нарастает народный гнев, как зреет восстание. В финале меткая стрела Вильгельма Телля кладет конец тирании австрийского наместника. “Вильгельм Телль” – могучий поэтический гимн свободе, обретенной в борьбе. Тяжелая болезнь легких преждевременно свела Шиллера в могилу.
В час смерти на письменном столе поэта лежали листы незаконченной трагедии из русской истории – о Дмитрии Самозванце.