В 1642 г. английский народ во главе с революционной буржуазией сверг короля Карла I. Англия стала буржуазной республикой, возглавляемой “железным” Кромвелем. В то время не только народ, но и сама буржуазия верила, что революция создаст “царство божие на земле”.
У английской буржуазной революции был свой певец – Джон Мильтон. Творчество его – одно из замечательных явлений литературы XVII в.
Джон Мильтон (1608 – 1674)
Лучшие поэмы Джона Мильтона – “Потерянный Рай” (1667), “Возвращенный Рай” (1671) и трагедия “Самсон-борец” (1671). Он создавал их в годы, когда уже потерял зрение. Идеи и настроения своего времени, порожденные революцией, поэт облек в этих творениях в причудливую форму библейских сюжетов и образов.
В “Потерянном Рае”, используя сюжет религиозного мифа о борьбе Сатаны и Бога, об Адаме и Еве, Мильтон показал, с каким трудом движется человечество вперед: познает истину, побеждает несправедливость. В поэме сказались и религиозные предрассудки поэта. Ненавидя победившую реакцию, автор призывает не к революционной борьбе против нее,
а к духовному совершенствованию путем религиозного воспитания.
Однако противоречия в мировоззрении Мильтона не могут заслонить революционного пафоса поэмы. Образ Сатаны, с мятежной силой восстающего против божьего произвола, – самый яркий, запоминающийся образ “Потерянного Рая”.
Поэма Мильтона поражает разнообразием: сцены фантастических битв между воинством Сатаны и ангелами сменяются идиллическими картинами рая, описаниями космических пространств и поучительными отступлениями.
Вторая поэма Мильтона – “Возвращенный Рай” – значительно слабее. Здесь открыто проявилось религиозное мировоззрение поэта. Трагедия “Самсон-борец” проникнута пафосом освободительной борьбы.
Величественный образ Самсона – воплощение мощи народа, рвущего свои цепи и восстающего против притеснителей.
Мильтон занимает видное место в развитии прогрессивных традиций английской литературы: он заложил основы боевой публицистики и политической поэзии, его влияние испытали многие английские поэты, особенно революционные романтики Байрон и Шелли. Произведения Мильтона, переведенные почти на все европейские языки, известны в России уже с середины XVIII в.
Даниель Дефо (1660 или 1661-1731)
Всемирно известно имя английского писателя Даниеля Дефо. Его считают родоначальником отечественного и европейского романа нового времени. Дефо участвовал в восстании против короля Иакова II, потом скрывался от преследований, занимался коммерцией, неоднократно разорялся, затем увлекся журналистикой, за выступления против правительства попал в тюрьму. В наказание его выставили к позорному столбу. Но еще до того как приговор привели в исполнение, Дефо успел напечатать “Гимн позорному столбу” и заявил в нем, что гордится своей участью.
Вместо позора наказание принесло Дефо торжество, толпы народа приветствовали его у позорного столба.
Журналистская деятельность принесла Дефо и радости и неудачи. Но только в 1719 г. достиг он вершины успеха, написав роман “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим”.
Автору было в то время 58 лет. В свое произведение он вложил богатейший жизненный и литературный опыт. Правда, сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине.
Но сюжет романа писатель взял из жизни.
В Англии в начале XVIII в. нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон проявляет необыкновенную предприимчивость и изобретательность. Он строит хижину, выдалбливает лодку, приручает коз, возделывает землю.
Дикие звери, необузданная природа готовят ему опасности на каждом шагу. Но Робинзон не падает духом, из любого затруднения он находит выход.
В романе автор восхищается трудолюбием, предприимчивостью и разумом героя. И мы разделяем это чувство.
Книга Дефо стала любимым чтением подростков всего мира. До конца жизни писатель создал еще несколько романов, но уже ни один из них не завоевал такой популярности, как “Робинзон Крузо”. В романе “Робинзон Крузо” Дефо показал прогрессивные устремления своей эпохи.
Джонатан Свифт (1667 – 1745)
Современник Дефо – Джонатан Свифт прославился как смелый обличитель пороков аристократическо-буржуазного общества Англии начала XVIII в.
Свифт, хотя и носил рясу священника, не признавал никаких религиозных предрассудков. Разумеется, свои убеждения ему приходилось скрывать. В 1704 г. он анонимно опубликовал сатирическую книгу о церковниках – “Сказку о бочке”.
Будучи настоятелем самого большого собора в Ирландии, Свифт занимался не столько церковными, сколько политическими делами. Он опубликовал ряд памфлетов (обличительных, сатирических произведений) против жестокой политики английского правительства, в защиту прав и интересов угнетенных ирландцев.
Правительство объявило большую награду тому, кто назовет их автора. Но ни один ирландец не польстился на деньги за предательство.
В 1726 г. Свифт создает прославивший его имя сатирический роман “Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей”. Описывая маленьких человечков, населявших страну Лилипутию, куда попал Гулливер, Свифт высмеял политические порядки Англии.
Рассказывая об остроконечниках и тупоконечниках, которые не в силах были решить спор, с какого конца следует разбивать яйцо – с тупого или острого, писатель недвусмысленно намекал на два враждующих религиозных лагеря в Европе – католиков и протестантов.
В Лилипутии есть и две политические партии господствующих классов, но разница между ними лишь в том, что одни носят башмаки на высоких каблуках, другие – на низких. Так, в иносказательной форме Свифт очень метко показал, что, по существу, нет почти никакой разницы между двумя политическими партиями современной писателю Англии: между тори, представлявшими интересы земельного дворянства, и вигами – партией финансовой и торговой буржуазии.
После Лилипутии Гулливер попадает в страну великанов, где сам оказывается лилипутом. Страной правит мудрый и справедливый король, заботящийся о благе своего народа.
Третья часть романа – острая сатира на “чистую науку”, не связанную с жизнью. Попав к ученым на летающий остров, Гулливер с удивлением наблюдает, как одни из них извлекают солнечную энергию из огурцов, а другие бьются над проблемой, как возводить дом не с фундамента, а с крыши.
И наконец, Гулливер у гуигнгнмов, в загадочной стране, где лошади живут, как умные и благородные люди, а люди (йэху) опустились до скотского состояния. Под видом одичавших людей писатель изобразил тех, кто живет по хищническим законам буржуазного общества. Йэхи корыстолюбивы, завистливы, жестоки.
Ради своих низменных интересов они готовы перегрызть друг другу глотки.
Многообразие сатирических приемов, фантастические образы и ситуации, безупречный язык сделали роман Свифта бессмертным.
В России Свифт стал известен еще в XVIII в. Первый перевод “Путешествия Гулливера”, сделанный с французского Ерофеем Каржавиным, вышел в 1772 – 1773 гг. В советское время эта книга переведена на несколько языков народов РОСИИИ.
Генри Филдинг (1707 – 1754)
В середине XVIII в. выступил еще один крупный мастер английского романа – Генри Филдинг. Первые его произведения – острые политические пьесы, направленные против дворянства и правительства (“Судья в своей собственной ловушке”, “Дон-Кихот в Англии” и др.). Правящие круги Англии были так напуганы этими смелыми обличительными комедиями, что ввели строгую театральную цензуру.
Филдинг создал “несколько романов, обессмертивших его имя. Самый лучший и наиболее популярный из них – “История Тома Джонса, найденыша” (1749). В этой богатой по содержанию книге писатель охватил разные стороны английской жизни середины XVIII в., затронул сложнейшие общественные, философские и моральные проблемы.
Вместе с тем “История Тома Джонса, найденыша” – один из наиболее увлекательных романов в английской литературе.
Его сюжет развивается вокруг тайны происхождения Тома Джонса, которого младенцем подкинули в дом богатого помещика Олверти. В романе противопоставлены характеры двух молодых людей – Тома и Блайфила, родного племянника Олверти. Вивиан Блайфил держится подчеркнуто благородно, но в действительности он эгоист, лицемер, жадный собственник.
Том по горячности натуры совершает много ошибок и серьезных проступков, но он по-настоящему добр, отзывчив и справедлив.
Филдинг, как и Мильтон, Дефо, Свифт, внес большой вклад в развитие английской литературы, обогатил ее новым содержанием.
Роберт Берне (1759-1796)
Английская поэзия XVIII в. по праву гордится творчеством великого шотландского поэта Роберта Берн-са. В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками) :
Наша честь велит смести
Угнетателей с пути
И в сраженье обрести
Смерть или свободу!(Перевод С. Маршака.)Когда поэту исполнилось двадцать семь лет, он напечатал первый сборник стихотворений о труде, о скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии – Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться.
Берне вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу.
Берне много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье.
Берне умер 37 лет, оставив своей родине и миру сокровищницу чудеснейших стихотворений и песен.
Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей – людей труда. В ней звучит вера в будущее народа. Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия.
Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке.