Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. “У нас народ, – писал Н. А. Добролюбов, – сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль”. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определенные дни года, по праздникам. Правда, в праздник пели и другие песни.
Календарная песня – это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла. Новый год встречали, с надеждой на доброе житье. Всюду по деревням и городам на так называемых святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани – овсенем, а на севере – вино-градьем.
Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Дом, в который приходили с поздравлением, воображали богатым и полным достатка. Это не реальное богатство, не то, чем владели в доме, а то, которое сулили. Обычай обязывал угощать певцов.
Чем щедрее было подарение –
кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, – тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру. Название “коляда” возникло из названия первых дней каждого месяца в римском календаре – “календ”.
Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами. Название “овсень” считают близким слову “овесень”, что означало весеннее время. Хотя овсень и пели среди зимы, но всем помыслом люди были с тем, что их ждало весной: от удачи в полевых работах зависел урожай года – об этом и говорилось в овсене.
Что же касается “виноградий”, то их название вышло из припева “Вино-градье – красно-зеленое мое”. Этим припевом сопровождали не только календарные величания, но и некоторые свадебные песни.