Первый учитель

В русском языке есть старое доброе слово – подвиж­ник. В нем слышится сочетание двух важных понятий: “дви­жение” и “подвиг”. Эти понятия, как мне представляется, наиболее точно и полно выражают глубокую суть учитель­ского труда.

Учитель – гордое и славное звание. Учитель – это тот человек, который ведет нас сквозь годы детства, отроче­ства и юности. Ежедневно он совершает незаметный под­виг.

Сродни землепашцу, он маленькими крупицами засе­вает наши души важными понятиями о справедливости, добре, вере, надежде и любви. Словно строитель, из кир­пичиков знаний учитель возводит здание нашего разума. Он дает нам знания, вкладывая в каждого из нас частицу своего сердца.

Тем самым учитель помогает нам найти свой жизненный путь.

Труд учителя столь же благороден и почетен, сколь и ответственен. Наверное, только с возрастом начинаешь по­нимать и ценить, какое великое счастье для человека встре­тить в школьные годы настоящего учителя, Учителя с большой буквы, который подскажет, укажет на допущен­ные ошибки, в нужный момент переубедит и убережет от неправильного

поступка, поможет стать Человеком.

Звание настоящего учителя в полной мере относится к Дюйшену Таштанбекову из повести Ч. Айтматова “Первый учитель”. Вскоре после революции и Гражданской войны приехал он в далекий аул и организовал первую школу. Своими руками он вычистил и отремонтировал заброшен­ные байские конюшни, а затем собрал первых учеников.

Среди детей была на редкость способная и умная де­вочка Алтынай. Она жила и воспитывалась у родственни­ков, главной заботой которых была мечта о выгодном замужестве девочки. В школу они пустили ее лишь затем, чтобы девочка научилась читать и писать. В будущей семей­ной жизни этого должно быть достаточно.

Будущая судь­ба Алтынай оценивалась лишь в несколько сот овечьих голов.

Двенадцатилетняя девочка не смела противиться воле родственников. Но учитель Дюйшен не позволил принести Алтынай в жертву вековым традициям и обычаям. Он от­крыл перед ней двери в новую жизнь, увезя девочку в город. Здесь Алтынай продолжила учебу и со временем стала ученым-академиком.

И в значительной степени это была заслуга первого учителя Дюйшена, который в жизни Алтынай стал путеводной звездой.

Настоящий учитель стремится не только дать знания ученику, научить его добру, милосердию, человечности, но и прийти на помощь в трудную минуту.

Наверняка всем памятен рассказ В. Распутина “Уроки французского”. На долю главного героя этого рассказа выпали суровые недетские испытания. В первое послево­енное лето приехал он на учебу в город. Ему было плохо, горько и постыло оказаться в непривычной обстановке, среди чужих незнакомых людей.

Мать присылала из деревни скудные припасы пищи, которые у мальчика воровали. И он начал болеть от голода.

К счастью, в эти трудные минуты рядом с мальчишкой появился человек, который протянул ему руку помощи. Это была его учительница французского языка Лидия Михайловна. Проникшись сочувствием и состраданием, она стала приглашать парня к себе в дом на дополнительные уроки.

Зная, что гордый парнишка не примет от нее ни денег, ни продуктов, учительница пошла на маленькую хитрость: она стала после уроков играть с ним в “присте­нок” на деньги, которые он тратил на продукты. Только это и спасало парня от окончательного истощения и го­лодной смерти.

Но однажды в разгар игры к учительнице зашел дирек­тор школы. “Это преступление! Растление! Совращение!” – гневно отчитывал он Лидию Михайловну, оставаясь глух к ее доводам.

Этот человек не способен понять, что про­исходящее на квартире учительницы – важный урок – урок отзывчивости, милосердия, деликатности и взаимо­помощи.

Учительница вынуждена была покинуть школу. Но в жизни своего ученика она заняла место рядом с матерью и на всю жизнь стала незримым судьей всех его дальней­ших поступков.

В “отличников учебы и послушных зубрил” не пытается превратить своих учеников и Алесь Иванович Мороз из повети В. Быкова “Обелиск”. Он лишь старается помочь им стать настоящими людьми. Одних провожает поздним ве­чером домой, других защищает от гнева родителей, берет на себя вину за тот или иной совершенный проступок. А когда начинается война, он не покидает родные места, а добивается от немецких властей разрешения продолжать работу в школе.

Даже в тяжелые минуты суровых испыта­ний он остается самим собой, остается Учителем. В конце концов Алесь Мороз вместе со своими детьми идет на смерть. Как учитель Януш Корчак, ступивший в газовую камеру вместе со своими учениками.

Говорят, что представитель любой профессии живет в своих творениях и созданиях: ученый – в изобретениях, писатель – в своих произведениях, художник – в карти­нах, скульптор – в созданных им скульптурах. Учитель же живет в мыслях и поступках всех людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспо­минает свою родную школу и первых духовных наставни­ков – учителей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Первый учитель