В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нем слышится сочетание двух важных понятий: “движение” и “подвиг”. Эти понятия, как мне представляется, наиболее точно и полно выражают глубокую суть учительского труда.
Учитель – гордое и славное звание. Учитель – это тот человек, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества и юности. Ежедневно он совершает незаметный подвиг.
Сродни землепашцу, он маленькими крупицами засевает наши души важными понятиями о справедливости, добре, вере, надежде и любви. Словно строитель, из кирпичиков знаний учитель возводит здание нашего разума. Он дает нам знания, вкладывая в каждого из нас частицу своего сердца.
Тем самым учитель помогает нам найти свой жизненный путь.
Труд учителя столь же благороден и почетен, сколь и ответственен. Наверное, только с возрастом начинаешь понимать и ценить, какое великое счастье для человека встретить в школьные годы настоящего учителя, Учителя с большой буквы, который подскажет, укажет на допущенные ошибки, в нужный момент переубедит и убережет от неправильного
поступка, поможет стать Человеком.
Звание настоящего учителя в полной мере относится к Дюйшену Таштанбекову из повести Ч. Айтматова “Первый учитель”. Вскоре после революции и Гражданской войны приехал он в далекий аул и организовал первую школу. Своими руками он вычистил и отремонтировал заброшенные байские конюшни, а затем собрал первых учеников.
Среди детей была на редкость способная и умная девочка Алтынай. Она жила и воспитывалась у родственников, главной заботой которых была мечта о выгодном замужестве девочки. В школу они пустили ее лишь затем, чтобы девочка научилась читать и писать. В будущей семейной жизни этого должно быть достаточно.
Будущая судьба Алтынай оценивалась лишь в несколько сот овечьих голов.
Двенадцатилетняя девочка не смела противиться воле родственников. Но учитель Дюйшен не позволил принести Алтынай в жертву вековым традициям и обычаям. Он открыл перед ней двери в новую жизнь, увезя девочку в город. Здесь Алтынай продолжила учебу и со временем стала ученым-академиком.
И в значительной степени это была заслуга первого учителя Дюйшена, который в жизни Алтынай стал путеводной звездой.
Настоящий учитель стремится не только дать знания ученику, научить его добру, милосердию, человечности, но и прийти на помощь в трудную минуту.
Наверняка всем памятен рассказ В. Распутина “Уроки французского”. На долю главного героя этого рассказа выпали суровые недетские испытания. В первое послевоенное лето приехал он на учебу в город. Ему было плохо, горько и постыло оказаться в непривычной обстановке, среди чужих незнакомых людей.
Мать присылала из деревни скудные припасы пищи, которые у мальчика воровали. И он начал болеть от голода.
К счастью, в эти трудные минуты рядом с мальчишкой появился человек, который протянул ему руку помощи. Это была его учительница французского языка Лидия Михайловна. Проникшись сочувствием и состраданием, она стала приглашать парня к себе в дом на дополнительные уроки.
Зная, что гордый парнишка не примет от нее ни денег, ни продуктов, учительница пошла на маленькую хитрость: она стала после уроков играть с ним в “пристенок” на деньги, которые он тратил на продукты. Только это и спасало парня от окончательного истощения и голодной смерти.
Но однажды в разгар игры к учительнице зашел директор школы. “Это преступление! Растление! Совращение!” – гневно отчитывал он Лидию Михайловну, оставаясь глух к ее доводам.
Этот человек не способен понять, что происходящее на квартире учительницы – важный урок – урок отзывчивости, милосердия, деликатности и взаимопомощи.
Учительница вынуждена была покинуть школу. Но в жизни своего ученика она заняла место рядом с матерью и на всю жизнь стала незримым судьей всех его дальнейших поступков.
В “отличников учебы и послушных зубрил” не пытается превратить своих учеников и Алесь Иванович Мороз из повети В. Быкова “Обелиск”. Он лишь старается помочь им стать настоящими людьми. Одних провожает поздним вечером домой, других защищает от гнева родителей, берет на себя вину за тот или иной совершенный проступок. А когда начинается война, он не покидает родные места, а добивается от немецких властей разрешения продолжать работу в школе.
Даже в тяжелые минуты суровых испытаний он остается самим собой, остается Учителем. В конце концов Алесь Мороз вместе со своими детьми идет на смерть. Как учитель Януш Корчак, ступивший в газовую камеру вместе со своими учениками.
Говорят, что представитель любой профессии живет в своих творениях и созданиях: ученый – в изобретениях, писатель – в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. Учитель же живет в мыслях и поступках всех людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу и первых духовных наставников – учителей.