Периодизация немецкой литературы XVII в. определяется главным историческим событием эпохи – Тридцатилетней войной. Литература первой половины века целиком стоит под знаком трагических событий войны и того комплекса нравственных, философских и политических идей, который складывается в этих условиях. Это время расцвета прежде всего лирической поэзии, обнаруживающей большое идейное, жанровое и стилистическое разнообразие.
Тогда же активно разрабатываются вопросы поэтической теории.
На исходе войны создаются значительные драматические произведения (трагедии Андреаса Грифиуса), в которых насущные вопросы общественной, политической и нравственной жизни облекаются в обобщенную и объективную форму,
Вестфальский мир 1648 г., не оправдавший всеобщих надежд и чаяний, является логическим рубежом в литературном развитии. Литература второй половины века пытается осмыслить итоги войны, ее политические, социальные, нравственные последствия. В этот период заметно усиливается сатирическая струя, получившая отражение в разных жанрах – в лирике (эпиграммы Логау), бытовой
комедии (К.
Вейзе и К – Рейтер), романе (Гриммельсгаузен). В последней трети века все более ощутимой становится социальная поляризация литературы. В лирике проступают черты сословно-замкнутой аристократической культуры – формализация внешних приемов, утяжеленная словесная орнаментальность, вычурная метафорика при ограниченном круге тем.
Отчасти эти тенденции получают отражение и в галантно-авантюрном романе.
Нюргерская линия отчетливо прослеживается в комедии и бытовым романе, которые обретают, в особенности в конце века, грубовато натуралистические черты.
Борьба и размежевание художественных направлений не получили в немецкой литературе такого резкого и принципиального выражения, как в литературе Франции. Хотя первый трактат по поэтике “Книга о немецком стихотворстве” Мартина Оиица (1624) – опирался на Аристотеля и Гоггация, а также на французских и итальянских теоретиков XVI в. и шел в целом в русле классицистской традиции, последующая разработка поэтической теории и вся художественная практика немецких поэтов развивались в духе эстетики барокко, Соблюдение отдельных положений поэтики классицизма (правила трех единств, учения о разделении жанров и т. д.) не противоречит этой тенденции. Общие принципы подхода к слову, образная система, композиционная структура поэтического текста отражают исходные позиции барочного видения мира: его трагическую разорванность и полярность, символическую многоплановость каждого схваченного явления жизни, его динамическое восприятие и изменчивость.
С течением времени художественные формы, органически выражающие барочное мировосприятие, утрачивают связь с наиболее жгучими проблемами современности, превращаются в штампы.
Именно эта вторичная, Эпигонская литература конца века навлекла на себя резкую критику в период раннего Просвещения, обвинения в “напыщенности”, затемненноети словесного выражения. Она дискредитировала в глазах последующих поколений немецкую поэзию XVII в. и целом, в том числе и ее величайшие достижения. Из всех поэтов XVII столетия эпоха Просвещения признала лишь Логау, чьи эпиграммы были изданы Лессингом. Их остросатирическая направленность и обличительный пафос были близки демократическим тенденциям зрелого Просвещения.
Эпизодическое увлечение отдельными поэтами (Фридрихом Шпее, Грифиусом) наблюдается в эпоху романтизма, но подлинное открытие поэзии немецкого барокко и связанный с этим пересмотр и переоценка всего Литературного развития Германии XVII в. наступают лишь в XX столетии.