Отец Сергий
Характеристика литературного героя
ОТЕЦ СЕРГИЙ – герой повести Л. Н. Толстого “Отец Сергий” (1890-1891, 1895, 1898). Работа над повестью, предпринятая в несколько этапов, привела к изменению общего замысла и характера главного персонажа, первоначально напоминавшего героя агиографии (“Житие Иакова Пустынника”), борющегося с похотью, а затем с еще более страшным врагом – гордыней. Герой Толстого О. С. – в прошлом блестящий аристократ, князь Степан Касатский, выделявшийся среди товарищей не только способностями, красотой, правдивостью, но и гордостью, преувеличенным самолюбием, заставлявшими его всегда и во всем добиваться первенства. (Эти качества отличали прототипов О. С. – тульского вице-губернатора Л. Д. Урусова и свояка Толстого А. М. Кузминского.) Будучи командиром лейб-эскадрона кирасирского полка, князь делал прекрасную карьеру, собирался жениться на одной из фрейлин, но неожиданно для окружающих поступил в монастырь, уйдя, как и некоторые другие герои “позднего” Толстого, от привычных условий жизни.
Причиной этого поступка было известие
о том, что его невеста была любовницей императора, а главное – желание нравственно возвыситься, вернуть веру в Бога. Гордыня О. С. подвергается испытанию и в монастыре, при встрече с бывшим сослуживцем, после чего герой, покаявшись, переходит в Тамбинскую пустынь, в затвор, где борется со своими сомнениями в вере и плотскими желаниями. Однажды его пытается соблазнить (на спор) Маковкина, но О. С. выдерживает борьбу с дьявольским соблазном, отрубив себе, как когда-то Иаков Пустынник, палец. После этого случая растет слава О. С., привлекающая к нему множество почитателей в надежде на его прозорливость, чудеса и исцеления. О. С. чувствует себя полностью зависимым от своей “внешней жизни”, которой дьявол подменил его внутреннюю жизнь для Бога, но поклонение людей невольно радует его и одновременно наводит на мысль о побеге.
О. С. все с большим сомнением относится к существованию Бога, поддается гордыне, не будучи в состоянии помочь себе никакими молитвами. Убежав из монастыря, О. С. видит во сне ангела, посылающего его к подруге детства Пашеньке, живущей “для Бога, воображая, что она живет для людей”. Лишь исповедавшись Пашеньке, О. С. уходит странствовать, постепенно смиряется, достигая согласия с самим собой и проявляя тем самым истинную силу духа, отличающую его от героев других поздних повестей Л. Толстого.
Образ О. С. воссоздал на киноэкране С. Ф. Бондарчук (1978).