Особенности жанра жития (На примере “Жития Сергия Радонежского” Епифания Премудрого)
1. История жанра жития. 2. Особенности жанра. 3. “Житие Сергия Радонежского”.
Житие – жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Древнерусская литература развивалась в условиях общего подъема Руси, развития русской письменности. В княжеской и церковной среде появилось много образованных людей. Д. С. Лихачев высказывал мнение, что древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и сюжета: “Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни”.
Ее герои – исторические лица, а не выдуманные персонажи. Жизнеописания святых, агиография, – вид церковной литературы. В этом жанре писались житии-мортирии (о мученической смерти святого) и рассказы о монашеском житии, жизни праведника.
Постепенно житие обогащается описанием посмертных чудес святого, рассказами о нем, несколько житий объединяются в одно. Многие из них воспринимаются со временем как документально-исторические. В XI-XII веках были написаны жития
Антония и Феодосия Печерских, два жития Бориса и Глеба. Русские книжники, знатоки византийской агиографии, обладали высоким мастерством, проявляли литературный талант и художественную самостоятельность.
Создание своих, а не переводных житий является важным событием в идеологии Руси. Князья добились у константинопольского патриарха разрешения канонизировать русских святых, что, в свою очередь, повысило авторитет русской церкви. И непременным условием для канонизации святого стало создание жития. Описания жизни святых получают большое распространение в древнерусской литературе.
Церковь собирает факты из биографий подвижников. Сначала пишут о мучениках, первых христианах. В прологах, книгах смешанного содержания, были жития святых и указания, когда празднуются их именины.
В минеях рассказы о святых были расположены по месяцам. Потом появляются сборники житий – патерики, затем календари и месяцесловы.
Первые русские агиографы – митрополит Киприан и Пахомий Логофет. Жития русских святых составлялись по образцу греческих. То есть задачей произведения было восхваление святого, описание его чудес и подвигов, недостаток же биографических сведений заменяли общие места и риторические рассуждения, религиозные назидания. Часто из-за этого терялась индивидуальность святого. Епифаний Премудрый, составитель житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского, внес в жития еще больше витийства, чем его предшественники.
Позже их продолжатели добавили в жития и автобиографические факты, рассказывая о современных общественных, государственных и церковных событиях. Поэтому по житиям XVI века можно узнать о личности автора и месте его проживания. Всего насчитывается сто пятьдесят шесть житий древнерусских святых.
Это биографии духовных и светских лиц, христианских мучеников, канонизированных церковью. Среди них и Владимир I Святославович, княгиня Ольга, Александр Невский, Дмитрий Донской.
Характерные черты агиографического канона – отрешенность от конкретных фактов, имен, патетика драматических эпизодов, лишенные живости диалоги и монологи, описания тех моментов из жизни святого, о которых просто нет никаких сведений, например, о детских годах, о времени затворничества. Наблюдается тенденция к абстрагированию повествования, отрыву от конкретности, появляются эпизодические персонажи без имен: просто “муж некто”, “некая жена”. Это характерно, к примеру, для жития-мортирия, рассказа о мученической смерти святого, где обязательны противопоставление добра и зла, особая напряженность сцены смерти, направленная на то, чтобы вызвать у читателя сопереживание.
Но в других житиях и рассказах о жизни праведников появляются реалистические детали, растет психологизм характеров, диалоги становятся более правдоподобными. Чудеса и видения, многочисленные детали быта придают описаниям живость и жизненность.
Рассмотрим подробнее “Житие Сергия Радонежского”, созданное пермским епископом Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. По его мнению, основной принцип создания жития – показать исключительность героя, величие его подвига, отрешенность от всего земного. Автор насыщает житие цитатами из Священного писания, находя аналогии в Библии. Язык жития, в отличие от обыденной речи, наполнен восторженной эмоциональностью и украшательством.
Автор говорит о тщетности попыток найти нужное слово, и в то же время поражает читателя “плетением словес”.
В “Житии Сергия Радонежского” указывается, что Сергий родился “от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены”. Первое чудо произошло с ним еще до рождения, он в чреве матери трижды закричал на литургии. Окрестили его Варфоломеем. Родители спросили у иерея, что могли значить эти крики младенца в утробе. Иерей объясняет чудо, говоря, что этот ребенок – “сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы”.
Автор указывает, что мальчик медленно учился читать, потому что был божественный промысел получить Варфоломею книжное учение от Бога. Он встретил старца-черноризца, и в тот же час в ответ на его просьбу было даровано ему знание грамоты. То есть способность к учению, по мнению автора, – дар Божий.
Варфоломей стремился к аскетизму, иноческой жизни. Старший его брат женился, а после смерти супруги “стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове”. Вместе с Варфоломеем они ушли в пустынь, руководствуясь наставлением Бога и делая все с молитвой. Срубили церковь во имя святой Троицы. Стефан ушел в монастырь, а Варфоломей остался жить, страдая за веру, в нужде и лишениях, приняв постриг и имя Сергий.
Его смущают “демонские козни и ужасы”, нападения зверей. Говорится в житии о чудесном обращении Сергия с животными. С одним медведем инок всегда делится последним куском хлеба.
За испытания он благодарит Бога и не ропщет на судьбу. Бог заботится о нем и бережет, посылает к нему монахов, они остаются с ним и уговаривают его стать игуменом монастыря. Сергий благочестив, трудится для братии, занимается благотворительностью, привечает нищих и странников.
В этом житии присутствуют исторические реалии: в частности, говорится, что отец мальчика раньше был боярином ростовским, но переселился в Радонеж, потому что обнищал “из-за частых хождений с князем в Орду, из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве. И многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали”. Потом “ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю”.
Великий князь Дмитрий приходит спросить у Сергия разрешения “против безбожных выступить”. Сергий “благословил его, молитвой вооружил” и велел “заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде”. Князь обещал в случае победы поставить монастырь в честь пречистой Богоматери.
Благословения святого помогали одолеть робость воинов, и с помощью Бога они победили врага.
Когда Сергий умирает (“отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать”), он прощается с братством и, совершив молитву, “предает душу Господу”.
Развитие жанра жития выражалось в попытках отойти от канонов в использовании литературного вымысла, избежании прямолинейной дидактики, употреблении более простого и живого языка и происходило вместе с ростом образованности общества.