Поздний сталинизм – 1946-1953. Конец 40-х-начало 50-х годов, время позднего сталинизма, ознаменованы предельным, максимальным падением уровня литературы в СССР. А смерть И. А. Бунина в 1953 году была воспринята в качестве символического конца старой литературы зарубежья. Таким образом, обе основные ветви русской литературы эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м годам, а во второй половине века вновь медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики XX столетия. Видимо, последствия исторических потрясений, репрессий и войн слишком тяжелы.
40-50-е годы: тема войны – Твардовский – Василий Теркин, Шолохов – Судьба человека, Симонов – Дни и ночи, Живые и мертвые, Солдатами не рождаются, Катаев – Сын полка, Фадеев – Молодая гвардия, Корнейчук – Фронт, Леонов – Нашествие. Леонов – Русский лес. Пастернак, Ахматова, Заболоцкий вторая волна эмиграции – Набоков, Газданов, Алданов, Поплавский, Берберова, Одоевцева, Елагин, Нароков, Моршен Советские писатели надеялись, что партия расширит пределы относительной творческой свободы,
дарованной им во время войны, однако постановление Центрального комитета по вопросам литературы от 14 августа 1946 покончило с этими надеждами.
Искусство должно вдохновляться политически, заявил советский политик А. А. Жданов, и “партийность” и социалистический реализм должны быть руководством для писателя. ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ – условное название периода литературы Советского Союза 1950-х – начала 1960-х. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие “культ личности”, смягчение цензурных и идеологических ограничений – эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели.
В начале 1950-х на страницах лит-х журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. (напр, повесть Ильи Эренбурга Оттепель). Большая роль литер-х альманахов. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, “офицерская проза”, несла важное понимание правды о прошедшей войне.
В 1956 вышли роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове. В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях бюрократической системы. Главные герои повестей Нилина и Антонова привлекали живыми характерами, их искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками собственной правды. А. Т Твардовский возгл журнал “Новый мир” – там обужд серьезн-е проблемы, напр, оптимального руководства сельским хозяйством (цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни) -> начало направления “деревенской прозы” (Ефим Дорош, Вл.
Тендряков, Ф. Абрамов). + были альманахи “Литературная Москва” под редакцией Эммануила Казакевича и “Тарусские страницы” под редакцией Николая Оттена Несмотря на атмосферу обновления, писатели соцреализма пытались “возникать” и дискутировать дискуссия Всеволода Кочетова, гл редактор журнала “Октябрь” с “Новым миром”.”Молодежная проза” печаталась в журнале “Юность”(Валентин Катаев). Ставка на молодых и неизвестных – у них исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой (пример: повесть Василия Аксенова Звездный билет, где описан новый тип советской молодежи, впоследствии названный критиками “звездными мальчиками”. Это новый романтик, жаждущий максимальной свободы, полагающий, что в поисках себя имеет право на ошибку.). Появление новых авторов – Юрия Казакова, Фазилия Искандера.
Продолжает развиваться жанр научной фантастики (Иван Ефремов – Туманность Андромеды (1958), Сердце Змеи (1959), братья Аркадий и Борис Стругацкие – Извне (1959), Страна багровых туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Полдень, XXI век (1962), Далекая радуга (1962), Трудно быть богом (1964)) Осознали себя как писатели в 1960-1980-х – Юрию Трифонов, Солженицын, Венедикт Ерофеев, Иосиф Бродский. Расцвет поэзии: с 1955 стал проводиться День поэзии, с 1956 – выходить альманах с одноименным названием. в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту. Поэты Рождественский и Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина.+ авторская песня – Окуджава. Было много непубликуемых писателей, к-е объединялись в группы: в Ленинграде объединение поэтов при университете (В. Уфлянд, М. Еремин, Л. Виноградов и др.) вдохновлялось поэзией обэриутов, кружок при Ленинградском технологическом институте (Е.
Рейн, Д. Бобышев, А. Найман) – акмеизм (тут был и молодой поэт Иосиф Бродский, к-й в 1964 был привлечен к суду за “тунеядство”), московская “лианозовская группа” (Г. Сапгир, И. Холин, Вс. Некрасов), кружок студентов института иностранных языков в Москве (поэт Станислав Красовицкий) студенческое объединение поэтов и художников СМОГ (В. Алейников, В. Делоне, А. Басилова, С. Морозов, В. Батшев, А. Соколов, Ю. Кублановский, Губанов и др.).
Публикациям некоторых авторов за границей (“тамиздат”) придавался статус чуть ли не государственной измены, что сопровождалось принудительной высылкой, скандалами, судебными разбирательствами и т. д. 1958 – скандал по поводу присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку за напечатанный за границей роман Доктор Живаго. Писателю пришлось отказаться от премии. 1965 – скандал с писателями Андреем Синявским (повести Суд идет, Любимов, трактат Что такое социалистический реализм) и Юлием Даниэлем (повести Говорит Москва, Искупление), с конца 1950-х публиковавшими свои произведения на Западе.
Они были осуждены “за антисоветскую агитацию и пропаганду” на пять и семь лет лагерей. Владимиру Войновичу после публикации на Западе романа Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина пришлось покинуть СССР, т. к. надеяться на издание своих книг на родине он уже не мог. После прихода к власти Брежнева считается, что “оттепель” закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина – Сталина в истории – предлагались разные интерпретации.
Критика Сталина шла на убыль. Переосмысление наследия начала века – Илья Эренбург – воспоминания Люди, годы, жизнь (1961-1966). Многие впервые узнали о существовании таких исторических фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Фальк, Модильяни, Савинков и др. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать.
Другие авторы все еще находились под запретом. Вырабатывалась самоцензура. Внутренний цензор подсказывал автору, какие темы можно поднимать, а какие не стоит.
Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать.