“Слово о полку Игореве” является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина.
В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью “Слова” был утрачен. Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – “Слово о полку Игореве” обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы. Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. “Слово” построено по принципу “триад”: оно состоит из трех частей – вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным
путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь – он рассказывает обо всем “по былинам нашего времени”, то есть достоверно, так, как было на самом деле: Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не по вымыслам Бояновым. Кроме того, во вступлении “Слова” определяются хронологические границы повествования (“от старого Владимира до нынешнего Игоря”) и очень кратко сообщается о решении князя Игоря: Ратным духом исполнился И навел храбрые полки свои На землю Половецкую за землю Русскую. Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход.
Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: “солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…”. Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью. Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение: Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили. Бесовы дети кликом поля прегородили, А храбрые русские щитами червлеными. Тут же за этим описанием в “Слове” следует первое историко-публицистическое отступление.
В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который “мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял”. Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть “Слова” заканчивается. Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит “мутный” сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является “золотое слово” Святослава, “со слезами смешанное”. В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага.
Святослав, как истинный патриарх, как “старший”, ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом “золотом слове” слышатся мысли самого автора. Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни “горазд” был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы.
Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора: О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей! Третья часть “Слова” начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) – с просьбой о помощи. Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой “Слова”, несомненно, является побег Игоря из плена: Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае, Голоса долетают через море до Киева, Игорь едет по Боричеву Ко святой богородице Пирогощей. Радостны земли, Веселы грады! – В эпилоге “Слова” автор прославляет князей и дружину: “Слава князьям, а дружине аминь!” Таким образом, композиция “Слова” проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею “Слова” – о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.