Литература начала 20 века, вследствие всех социальных, экономоических, политических и эстетических причин, характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к “традиционным” западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур.
Россия занимает первое место в мире по количеству, да и по качеству переводов иностранных писателей. В многокрасочной панораме литературного процесса в XX в. прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Модернизм, философско-эстетическое течение как в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму.
Модернизм, как явствует из названия,
объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес “старомодному” искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей.
Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки “Превращение”. Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма.
Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как “поток сознания”, широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание.
Модернизму свойственно в целом пессимистическое миросозерцание, неверие в человека. Конечно, он по-своему отразил некоторые существенные черты современного мира. Однако картина мира не может быть сведена лишь к абсолютизации зла, хаоса и абсурда, к “отчуждению” человека, к признанию его беспомощности.
Наше столетие дало и другие примеры: человеческого героизма, творческих взлетов, высоких идеалов коллективизма и интернационализма, торжества воли, стойкости, общественной активности и действенного гуманизма. Эти стороны запечатлел, в частности, реализм XX в., который противостоит модернизму. Реализм во многом наследовал, но также развил и обогатил – с точки зрения тематики, художественных приемов и форм – классический реализм прошлого столетия, реализм бальзаковского, стендалевского, диккенсовского типа.
Для реализма XX в., в противовес модернизму, характерен жизнеутверждающий пафос, вера в то, что “человек выстоит” (У. Фолкнер), “человек один не может ни черта”, что “человека нельзя победить” (Э. Хемингуэй). При этом порой трудно, да и вряд ли целесообразно, провести четкую “разделительную линию” между модернизмом и реализмом. Реализм XX в. может быть осложнен и модернистскими мироощущениями (как, например, в некоторых произведениях У. Фолкнера, Т. Манна, Г. Гессе), так и натуралистическими элементами (в творчестве Т. Драйзера, Дж.
Стейнбека и др.). Реализму не чуждо и использование многих характерных приемов модернизма, например потока сознания.
Разделение модернизма и реализма проходит точки зрения исходной философской позиции, т. е. концепции человека. Несколько схематизируя сложную проблему, можно сказать: слабому, беспомощному, порой обреченному герою модернизма противостоит активный, способный бороться герой реалистической литературы. Стремлению модернистов к художественному обоснованию неких универсальных законов бытия реалисты противопоставляют принцип историзма, конкретного социального анализа.
Богатство реализма ярко демонстрирует разнообразие жанровых форм романа: социального, политического, философского, интеллектуального, фантастического, детективного, утопического, романа-антиутопии, романа-эпопеи. Замечательный вклад в обогащение жанра романа внесли Томас Манн, использовавший “симфоничность” стиля, миф, иронию (в “Докторе Фаустусе”), Уильям Фолкнер, “интегрировавший” в своем стиле символику, поток сознания, гротеск.
Явлением мировой значимости стал американский роман межвоенного двадцатилетия, представленный Фолкнером, Хемингуэем, Фицджеральдом, Стейнбеком. Приобрел популярность роман-антиутопия, высмеивающий тоталитарные государства и их вождей (“1984” Джордж Оруэлл). Б. Брехт доказывал, что реализм меняется с течением времени, что реализм – не вопрос формы, которая тоже меняется, что для овладения действительностью художник-реалист вправе использовать любые средства.
Чтобы высветить правду жизни, искусство должно показать, что оно не есть жизнь, – этот тезис Брехта противостоял многовековой традиции искусства, которое интерпретировалось в духе “мимесиса”. Брехт – новый, современный этап развития реалистической драматургии относительно “новой драмы” рубежа веков, разрушивший иллюзию жизни в театре, иллюзию “четвертой стены”.
Ради главной задачи – научить людей мыслить, действовать с пониманием своей ответственности – Брехт обнажил условный характер искусства, создал “свободную драму”, обосновал “открытый реализм”. Модернисты атаковали бальзаковскую традицию с достаточным на то основанием – классический опыт оставался живым, питал собой искусство XX в. Габриэль Гарсиа Маркес, имя которого отождествляется отнюдь не с традиционным реализмом, на склоне XX в. назвал реализм XIX в. гарантией правдивости. Томас Манн в 50-е годы говорил – совершенно справедливо, – что роман “был и продолжает оставаться “социальным, социально-критическим”. Понятие о модернизме, его соотношение с реалистической традицией.
Характеристика основных модернистских направлений. Модернизм.
К началу 20 века осуществляется кардинальная смена эстетического канона. Формируется особый тип культуры – ненормативный, неканоническиймодернистский. Термин “модернизм” – собирательный.
В искусстве первой половины 20 века так определяются все нереалистические, показывающие кризис направления.