Основные темы современной публицистики

Душа грустит о небесах… С. Есенин В наше время свободы вкусов и нравов публицистические рубрики толстых журналов заполнили статьи о колдунах, экстрасенсах, пророках и пришельцах из космоса. В этом ряду мне показалась наиболее типичной и интересной публицистика Евгения Курдакова в 5-6 номере журнала “Московский вестник” за 1995 г. “Ключи заброшенного храма”.

Автор знакомит читателя с тайной есенинских прозрений. Речь идет о трактате Есенина, посвященном ан. Мариенгофу, “Ключи Марии”.

Трактат состоит из трех частей. Первая содержит размышления поэта о национальном орнаменте и восхождении орнаментальной сущности к единому древу Познания. Во второй части Есенин объясняет значение предметов-символов, формулирует свое понимание Слова и Знака, в том числе и национального алфавита.

В третьей части говорится уже о сути и существе творчества. Трактат завершается размышлениями о нашем общем сосуществовании в “храме вечности”. Я читал этот трактат Есенина, и мне было интересно познакомиться с мнением на этот счет современного публициста. Автор начинает

свои размышления с упоминания о том, что при жизни Есенина о поэте уже ходила легенда, что поэт этот некая “божья дудка”.

И сам Есенин подогревал такое представление о своем творчестве в читающих кругах: Пастухи пустыни – Что мы знаем? Только ведь приходское училище я кончил, Только знаю библию да сказки, Только знаю, что поет овес при ветре… Автор, восхищенный вихревой структурой “Ключей”, начинает исследовать этот феномен Есенина: “… исследователи сразу поднимали вопрос об адресах заимствований.

Ими прежде всего вспоминался Гоголь, которого и впрямь очень любил Есенин, с его “тремя самородными ключами” из статьи “В чем же наконец существо русской поэзии?..” Затем и обязательно – А. Н. Афанасьев с его обширнейшими “Поэтическими воззрениями славян на природу”; В. В. Стасов и Ф. И. Буслаев, чьи фамилии мелькают в “Ключах”; В. И. Даль, Андрей Белый, Вяч. Иванов и т. д. Конечно, что-то “обнаруживалось”, вплоть до скрытых цитат”. Ссылаясь на разочарования Есенина в высказываниях о бытовом национальном орнаменте исследователей от так называемой “верхней” культуры, автор сам приходит к выводу, что в начале нашего века и впрямь невозможно было найти четкого подтверждения самобытности нашей национальной культуры, “ее автономного и древнего существования”.

Публицист также уверен, что ни Стасов, ни Буслаев, добавляющие русским фольклорным мотивам еще и германо-скандинавские влияния, ничему не могли научить Есенина. “Нужно было обращаться “к первоисточникам”, к самой крестьянской культуре, к себе”. Далее автор сетует, что, “к сожалению, анализировать мифопрозрения Есенина с точки зрения и современной науки столь же безнадежно, как и прежде. Не потому ли “Ключи Марии” так и остались до сих пор непрочитанными?” Проблема публикации взволновала меня как гражданина. Ведь ущербная мифоисторическая память – это все равно что национальная ущербность: “Обеспамятливание страшнее любых политических катаклизмов и социальных издержек…” И все же я не во всем согласен с автором.

Например, он резко критикует Россию, меняющую внешний облик: “загаженные чужим наречием города”, “Калинка-Штокман”, “Макдональдс” над памятником Пушкину, тусовки типа “Кабаре” и т. д. По-моему, это неоправданное глубокими прозрениями автора раздражение. Я считаю, что самого Есенина это бы не покоробило. Он любил устремление России ко всему новому и даже одеваться предпочитал на западный манер.

Сегодня он вполне мог попасть в разряд “стиляг”. Известно, что Есенин возил с собой чемодан, полный импортных галстуков. Но, как сказал великий Пушкин, которого Есенин обожал: “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…” В основном Евгений Курдаков интересно раскрыл тему есенинских прозрений. Он подметил, что Есенин утвердил в “Ключах Марии” (а Мария в русском фольклоре – душа) то, что роднит душу русского человека с природой: “… ведь и удаль молодецкая, девичья краса! – да, это тоже природа…”.

Не знал я до прочтения этой публикации, где был Одиссей. А герой чужеземного мифа был, оказывается, “возле села Константинова, родины Есенина”. Что ж, мне кажется, прекрасно стремление наших современных публицистов обращаться к философским проблемам, переданным им по эстафете нашими классиками. Это говорит о том, что наша отечественная культура не споткнется ни о какие “Кабаре” и “Макдональдсы”.

Я в этом уверен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Основные темы современной публицистики