Многие современные писатели затрагивают в своих публицистических выступлениях острые проблемы сегодняшнего дня. Так, Сергей Залыгин считает одной из наиболее актуальных задачу охраны окружающей среды. “При современной технике мы можем очень многое, но “можем” и “можно” – разные вещи. У “можно” есть альтернатива – “нельзя”, “не следует”, “не нужно”, у “можем” такой альтернативы часто не бывает. И теряется чувство предусмотрительности, ответственности. Техническая идея становится для проектанта idee fix.
Ведь мы передаем следующим поколениям не только те или иные сооружения. Мы передаем и этику наших производственных отношений, и культуру взаимодействия с природой, нашу ответственность за будущее, которое закладывается в сегодняшних предначертаниях”. Фазиль Искандер высказывает суждения о взаимосвязи политики, экономики и духовной культуры. “Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика – одна из важнейших надстроек.
Экономика без базиса – совести – это зверинец с открытыми клетками,
что мы видим сегодня у нас. На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. “Совестливое государство” сегодня звучит несколько смешно, как слон, плачущий при звуках музыки. Но завтра это может стать естественным и радостным началом жизни”. Особую роль в общественной жизни, по мнению Искандера, должна играть интеллигенция. “Настоящий интеллигент – это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны.
Интеллигент – миссионер совести и знаний, которые позволяют человеку жить по совести”. Крупнейший литературовед Д. С. Лихачев выступает в публицистике с вопросами, касающимися развития искусства, литературы, судьбы русского языка. Он обращается к молодому поколению с призывом любить искусство и учиться понимать его: “.будем неустанно учиться ценить. то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих.
Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли”. Особое внимание обращает Д. С. Лихачев на сохранение чистоты русского языка. “Язык человека – его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает”. “Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”.
Русский язык, утверждает ученый, – один из совершеннейших языков мира, давший лучшую в мире литературу и поэзию. Надо гордиться таким языком, постоянно совершенствовать свое владение им. “За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно”.