Опыт всех передовых учителей страны, требования времени все настойчивее диктуют необходимость глубокой гуманитаризации образования. К гуманитарному циклу школьных дисциплин надо отнести литературу, историю, языки, обществоведение, человековедение (включающее, в свою очередь, широкий круг предметов – от физиологии и семейного воспитания до психологии), искусство (изучение музыки, живописи, театра, кино, телевидения, архитектуры, скульптуры). Необходимость в этом тем более велика, что до сих пор над умами многих довлеет технократическое мышление, порожденное эпохой НТР.
Одна из опаснейших иллюзий научно-технического прогресса заключается в том, что человек может быть хорошим специалистом в своей узкой сфере, не зная искусства, не имея к нему тяги, не обращая внимания на духовную жизнь общества. Нынешнее обострение экологической обстановки уже начало расшатывать этот миф, но он еще очень силен, тем более что технократия вкупе с административной системой успели заразить значительную часть общества цинично-прагматической идеологией – после нас (да и при нас) хоть трава
не расти, лишь бы нам было выгодно. Уроки литературы в школе должны быть направлены против бездушного рационализма, цинизма и рвачества.
Рассказы о различных формах инициации учитель найдет в специальной литературе, хотя бы в книге Д. Д. Фрэзера “Золотая ветвь”, дважды переиздававшейся у нас в начале 80-х годов. Да и двенадцать подвигов Геракла тоже есть разновидность инициации. Вспомним, как в романе “Туманность Андромеды” И. А. Ефремов мечтает о возрождении подобных испытаний для молодежи будущего.
А пока что наши дети могут сопоставить древнюю инициацию с их школьными экзаменами и сделать соответствующие выводы.
Полезным было бы сопоставление эпизода с русской народной сказкой “Лихо одноглазое”. Удивительны совпадения ее с гомеровским текстом; на их основе выстраивается целая таблица:
– Кривая старуха (Баба-яга) Ее избушка в лесу
– Съеден портной, который был вместе с кузнецом
– Кузнец обманывает старуху-ягу и вышибает ей последний глаз
– Кузнец в шубе, вывернутой шерстью наверх, притворяется овцой и спасается
– Кузнец смеется над Лихом и за это платится увечьем
– Одноглазый великан Его пещера
– Товарищи Одиссея (половину из них съедает циклоп)
Одиссей обманывает Полифема и вместе с друзьями выкалывает ему глаз
Одиссей и его друзья выходят из пещеры под брюхами поли-фемовских овец и баранов
Спасенный Одиссей хвалится перед циклопом и этим подвергает опасности себя и друзей
Чем объяснить такие совпадения? В первую очередь тем, что в основе обоих произведений лежит общий для всех древних народов обряд инициации. Во-вторых, тут возможны какие-то отдаленные взаимовлияния, миграции сюжетов, о конкретных формах которых до сих пор спорят ученые.
Детям полезно будет знать, что наука знает далеко не все, что чем больше человек знает, тем сильнее он убеждается в том, что область Неведомого как будто растет и ширится!
Почему, например, столь распространен в мировом фольклоре образ одноглазого чудовища? Академик В. М. Жирмунский в книге “Тюркский героический эпос”