Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно!
Н. Заболоцкий
Любите живопись… По-моему, поэт Николай Заболоцкий обращается не столько к поэтам, сколько к нам, обычным людям. Ибо на этой бренной земле есть только два мира, где душа отдыхает от всяческих тревог, оживает, обогащается, обретает крылья.
Это музыка и живопись. Живописные полотна радостно волнуют меня, особенно если на них изображена природа и особенно если это полотна Левитана и Шишкина.
…Дремучие северные леса окружают Елабугу, родину Шишкина. Еще мальчиком он полюбил лес и большую часть своей взрослой жизни провел в лесах, “охотясь” с альбомом и карандашом за “натурой”.
Чаще всего на его картинах изображен сосновый бор. Стройные, гордые великаны, вскинувшие в небо свои ярко-зеленые шапки, воспринимаются как символ спокойствия и силы. Лес так и затягивает вас в свои дебри, хотя начинается все с полянки на окраине могучего леса (вспомните любимых с детства трех медведей). Но то ли августовский мох, то ли обмелевший ручей,
вдруг юркнувший в чащу, или сам бор, что-то прячущий где-то внутри, все манит в лесную глубь и обещает удивительную тайну.
Она там, за этими высоченными корабельными соснами.
А вот несколько сосен во ржи. Любимых шишкинских сосен. Здесь они другие, чем на картине “Корабельная роща”.
Там они плечо к плечу, а теперь им приходится в. одиночку принимать удары ветра. Одни – теряют ветви, другие – кроны. Но все равно они стоят уже много лет, мощные, стройные. И хоть эта картина называется “Рожь”, по-моему, она все-таки о соснах. Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого могучего художника: “Я нашел этот чудесный уголок природы – порадуйтесь и вы ему.
Что может быть лучше леса, поля – таких, какими они есть. Их не надо приукрашивать, они прекрасны сами по себе”.
Прекрасны сами по себе… Март… Первые шаги весны. На холсте снова обычный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряженная в сани.
Но вот вспыхивает весеннее, нестерпимо яркое солнце, и картина наполняется теплом, светом, обычные предметы облекаются в зыбкую оболочку. Эту нежную, туманную оболочку я чувствую на всех пейзажных полотнах Левитана: о мартовском ли снеге (“Март”), о весенних ли березках (“Березы”), о пышном ли “природы увяданье” (“Золотая осень”). Это особая левитановская задушевность в восприятии природы, тонкий лиризм, очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны.
Мне действительно эти картины кажутся праздничными. В их красках звучат радостные, мажорные мелодии. Человека, как и на картинах Шишкина, на полотнах Левитана мы не видим. Но он незримо присутствует. Вот лошадка в ожидании хозяина, вот распахнутая дверь и снятый с окна ставень.
Все эти детали делают левитановский уголок мартовской природы уютным и обжитым. Вся широта и мощь русского пейзажа, так зримо представленная на картинах Шишкина, лишь угадывается за тонкими стволами “левитановских” берез.
Но есть у этих разных художников, по-моему, одна общая черта. Нет, не любовь к природе, а огромная влюбленность в нее. И поэтому самый бесхитростный мотив на их картинах вырастает до большого поэтического произведения.